Найти тему
Рок-н-ролльное чтиво

Воспоминание о Радуге. Дню рождения "Человека в чёрном" посвящается

«Если ты не научишься играть на ней, сынок, то я разобью эту гитару тебе об голову»… Примерно так выглядело шутливое наставление отца при покупке гитары мальчику, которому спустя всего несколько лет суждено было стать одним из самых авторитетных рок-гитаристов в истории.

Ричард Хью Блэкмор был и остаётся, пожалуй, одной из самых ярких фигур на мировой рок-сцене. Один из первых гитаристов, обладавших феноменальными для своего времени техникой и скоростью исполнения. Человек, чьё эксцентричное поведение и чёрный юмор стали нарицательными. Автор одного из главных рок-н-ролльных гимнов, который наряду со всего лишь несколькими композициями запрещён к исполнению покупателями в музыкальных магазинах по обе стороны Атлантики. И просто Личность, на протяжении вот уже более полувека не устающая удивлять и радовать миллионы людей во всём мире своими смелыми творческими экспериментами, каждый из которых неизменно становился эталоном жанра и определял развитие мировой сцены на годы вперёд. После более, чем двадцатилетнего перерыва Блэкмор вернулся на тяжёлую сцену, для того, чтобы дать серию концертов «Memories in rock», которыми он подводит итог своей творческой деятельности в данном направлении.

Rainbow всегда были и остаются для меня главным и любимым детищем Ричи. Нынешний, 13-й (!!!) по счёту состав (умением разгонять музыкантов мирового уровня Блэкмор прославился никак не меньше, чем своим музыкальным даром) в первой половине 2018-го года дал лишь пять концертов, два из которых – в Москве и Санкт-Петербурге.

Опыт присутствия на концертах многих музыкантов, равно как и первые выступления нынешнего состава Rainbow, которые я видел в сети, вызывали большие сомнения в том, а стоит ли ехать. Впрочем, сомнения эти довольно быстро отпали, поскольку Блэкмор лично для меня на протяжении вот уже полутора десятков лет является недостижимым идеалом великого музыканта, чьё исполнительское мастерство соразмерно лишь его же исключительной музыкальной одарённости. Кроме того, он входит в мой личный список музыкантов, концерты которых мне хотелось бы когда-нибудь увидеть, под номером один. Входил. Ибо теперь в этом списке остались всего лишь двое. Великий гитарист. Великая группа. Великая музыка.

Весенний день 8 апреля 2018 года стал одним из первых тёплых дней в Москве в минувшем году и это лишь добавило позитивных эмоций перед концертом. Старый Арбат и толпы гуляющих людей. Весеннее настроение, передающееся через улыбки. И вечерний «Олимпийский», в котором должна была осуществиться очередная мечта, казавшаяся несбыточной.
Открывала концерт группа «Компас Маури». Очень своеобразный и интересный фолк-рок, хотя, на мой взгляд, ребята смотрелись бы много органичнее на разогреве нынешнего постоянного проекта Ричи. Тем не менее, впечатление осталось самое положительное, зал встречал тепло, что для команды разогрева, надо сказать, вообще большая редкость.

Ну, а затем… Первые две композиции лично для меня прошли в очень странном состоянии-настроении. Честно говоря, я просто боялся поверить в реальность происходящего. На сцене был Блэкмор. Легко узнаваемый с первой ноты фирменный звук, вот уже более 50 лет приводящий в восторг всех, кому когда-либо довелось его услышать. Ошибиться было невозможно. Это и правда был он. Даже спустя время пишу об этом и не могу избавиться от того самого ощущения чего-то очень значимого, чего-то такого, чего со мной могло никогда не произойти как минимум в силу событий последних полутора лет моей жизни. Да и вообще в силу того, что почти невозможно объяснить тем, кто не испытал на себе то, что я называю комплексом маленького человека из глубинки. Проще всего, наверное, будет сказать, что это нечто сродни почти религиозному акту, когда ты вдруг понимаешь, что здесь перед тобой тот, кого быть не может и не должно. Но он здесь и он реален.

Дальше – просто путешествие в мир звука. В мир лучших композиций, когда-либо созданных в этом жанре на земле.

«Child in Time»… Немой вопрос и нетерпеливое ожидание тех самых неповторимых гиллановских распевок… Справится ли… Впечатление, что группа и вокалист не просто справились. Единый стройный хор из нескольких тысяч голосов, гитары Ричи и сотрясающего воздух рёва хаммонд-органа – реликтового зверя из ставших уже почти доисторическими аналоговых времён.

«Stargazer»… Неповторимая слайд-гитара Ричи – особый отдельный мир, созданный им в своих композициях, лучшими из которых, на мой взгляд, являются «Stargazer» и «Maybe next time»…

«Burn» - самая любимая мной композиция Deep Purple. Одна из вершин мастерства Ричи как лидер-гитариста.

«Smoke on the water». Та самая, «запрещённая»… Пожалуй, самый узнаваемый рифф в роке за всё время его существования. Рифф, который играют все и именно поэтому – «запрещённый». Рифф, который многие «эстеты» браковали за его элементарность. Сколько раз говорилось о том, что любой музыкант рано или поздно дошёл бы до этого простейшего звукосочетания. Но никто, кроме Ричи, так и не дошёл. Как не дошёл и до многих иных, гениальных в своей кажущейся простоте, но по-настоящему звучащих только в руках Блэкмора. Гитариста, равных которому не было, нет и не будет, кто бы там и что ни говорил. Личности, вдохновившей бесчисленное множество именитых и безымянных гитаристов на то, чтобы однажды взять в руки инструмент и попытаться изменить мир при помощи звука. Человека, без гитары которого весь современный рок, несомненно, был бы совсем другим.