Найти тему

Почему Сталин расстрелял Тухачевского.....так поздно?Торпедные катера

В первой части статьи посвященной военачальникам "невинно пострадавшим" от репрессий было рассказано, какие грандиозные планы имел Тухачевский по строительству "революционной армии". Ссылка будет в конце статьи. Часть из них он успел, к огромному сожалению, воплотить в жизнь. Об одном из "проектов" Тухачевского хочу рассказать Вам, уважаемые читатели.

История эта началась теплой, а может и прохладной ночью 18 августа 1919 года. Когда корабли Балтийского флота были атакованы в Кронштадтской гавани торпедными катерами. Был потоплен крейсер "Память Азова" и поврежден линкор "Андрей Первозванный". Ценой этого стали 3 "крохотные лодчонки". Эта атака произвела на моряков большое впечатление. Подобного они еще не видели. Огромная скорость нападавших,превышающая 30 узлов(около 60 км/ч) делала их атаки неотвратимыми, а их самих малоуязвимыми. Несколько таких катеров позже было отправлено англичанами на Каспий, где часть из них и стала трофеями Красной армии.

О самих катерах. В двух словах "на пальцах" Их чудовищная скорость достигалась за счет "глиссирования", когда за счет т.н "редана"-"ступеньки на днище" судно "выходит из воды" и скользит опираясь на воду только реданом и кормой. "Дьявол скрывался" в том, что способность глиссирования крайне зависима от длины судна. Чтобы "поднять на редан" катер длиной 5 м достаточно скорости в 17 узлов, и двигатель для этого нужен всего в 50 "лошадок", а вот для 15 метровой "махины"(шутка) необходимо уже 30 узлов, что вкупе с возросшими габаритами требуют уже многих сотен Л.С. Поэтому главное правило строительства "глиссеров": меньше, меньше, меньше....и все таки еще чуточку меньше.

Разработки глиссеров в СССР начались фактически сразу, но велись если и не в инициативном порядке, то весьма скромно. Но тут перспективными вооружениями РККА и РККФ занялся "гений" Тухачевского и явление сразу "приобрело масштаб". Дело в его "видении" будущей войны. Если на суше "50 000 танков и 40 000 самолетов" должны были крушить все на свете, то на море противостоять флотам "империалистических держав" было особенно нечего. Ну разве это остановит полет фантазии? Тогда "по хитрому плану" "флоты буржуев" должны были подойти к нашим портам(интересно с чего бы это гнать линкоры к Севастополю, не Крымская война все же) а вот тут то с баз и должен был "выскочить" "москитный флот". Каково?

Андрей Николаевич Туполев. Десятилетие его таланта ушло на бесполезные игрушки.
Андрей Николаевич Туполев. Десятилетие его таланта ушло на бесполезные игрушки.

Занимался вопросом глиссирующих катеров Андрей Николаевич Туполев. Пробовали и другие, например Бекаури, но в конце концов разработки замкнулись на КБ Туполева. Сразу возникают вопросы. Одному из ведущих авиаконструкторов страны больше заняться было нечем? Потом выяснилось что африканское красное дерево из которого строили английские торпедные катера в СССР не растет. Пришлось приспосабливать дюралюминий. Что значит этот металл, для Советского союза, думаю пояснять не надо. Именно дефицит "крылатого металла" во многом делал советские истребители малоконкурентными в первый период ВОВ. А еще оказалось что морская вода крайне коррозионная среда для материала катеров. То есть имеем суда, которые "надолго мочить нельзя". Занавес.

Рассмотрим наиболее известные серии "Ш-4" и "Г-5".

"Ш-4"-длина 18 м. Водоизмещение 10 тонн, скорость - 47 узлов. двигатель 2х"Райт-Тайфун" по 525 Л.С. Вооружение 2 пулемета ДТ, две 450 мм торпеды. Мореходность МАКСИМУМ 4 балла. Применение торпед - волнение не более 1-2 баллов.

Волнение 2 балла по шкале Бофорта:

Это НАИХУДШАЯ ПОГОДА при которой можно использовать торпеды на "Ш-4"
Это НАИХУДШАЯ ПОГОДА при которой можно использовать торпеды на "Ш-4"

Все что хуже-катер мог использовать ТОЛЬКО 2 пулемета. А все редан.

Волнение 4 балла:

а это НАИХУДШАЯ ПОГОДА, при которой вообще можно использовать катер.
а это НАИХУДШАЯ ПОГОДА, при которой вообще можно использовать катер.

Рекомендация по хранению катера:

Для предохранения корпуса от коррозии торпедные катера требовалось хранить на берегу в особых крытых и хорошо вентилируемых помещениях (зимой желательным было отопление). Спуск на воду следовало производить незадолго до их выхода в море

Катер производился до 33 года. Всего выпущено 84 "Ш-4".

торпедный катер "Г-5" хорошо виден редан-"ступенька" в середине корпуса
торпедный катер "Г-5" хорошо виден редан-"ступенька" в середине корпуса

"Г-5" длина -19 метров. водоизмещение -15-19 тонн. двигатель 2хГАМ-34 по 850 Л.С. Вооружение 2-533 мм торпеды, 2-7.62 пулемета. Позже правда стали ставить 12.7 мм ДШК. Скорость 50 узлов (на испытаниях была правда достигнута 58, но там были использованы итальянские авиационные моторы «Изотто-Фраскини» А 550-1000 (мощностью в 1000 л. с.) . В 1933 году катер прошел испытания и был принят на вооружение.

Всего было выпущено около 300 катеров.

Были попытки создать и "Г-6" водоизмещением 70 тонн с 8!!!!!! 850 сильными двигателями.... Хорошо хоть его в серию не пустили.

Были еще и "Г-6" и "Г-8" но в крупную серию они не пошли.

Теперь как показали себя в бою эти сотни "москитов".

ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ:к краснофлотцам служившим на данных катерах не испытываю никаких чувств кроме уважения. Люди отчаянного мужества.

Тут все было более, чем скромно. И дело не в самих катерах, и уж тем более не в людях на них служивших, дело в убогости концепции применения диверсионного средства для "большой войны", рожденной в воспаленном мозгу Тухачевского и других "непризнанных гениев". Да, кстати, в той же Германии, еще в 20-е годы были проведены сравнительные исследования:киль или редан. Ответ был однозначен-киль. То же самое было и в США и во всем мире. Исключения составляли лишь итальянские ВМС, но там своя специфика. Условия применения торпед(основного оружия) смотри на фото выше. За всю войну торпедные катера вышли на атаку крупного соединения вражеских кораблей ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ РАЗ. Это было в сентябре 1944 года у полуострова Сырве. Было атакована эскадра в составе крейсеров"Лейпциг" и "Эдмен" и эсминцев "Т-7","Т-8","Т-11". Атака завершилась неудачно. В основном же "Ш-4" и "Г-5" применялись:

для высадки десанта, постановки минных заграждений, доставки грузов, обстрела побережья, противоборства с катерами и минными тральщиками противника, связи, разведки

А для всего этого они были приспособлены,чуть менее, чем никак.

У них НЕ БЫЛО места ни для перевозки десанта(морские пехотинцы вынуждены были сидеть на корточках в торпедных лотках) ни для складирования грузов. "обстреливать побережье" и уж тем более "бороться с катерами и минными тральщиками" они тоже, разумеется, не могли. Помните "меньше,меньше, меньше, и еще немного меньше"? Вооружение "Г-5" -2 пулемета было просто смешно, по сравнению с противниками, которые не были связаны реданом. Может быть только "связь и разведка". Но строить почти 400 катеров для этого.... Еще один огромный минус данных катеров-крайне ограниченный радиус действия. Например катер базирующийся на Севастополь никак не мог действовать,допустим, у берегов Румынии...

Как результат ВСЕ ЛЮДИ ЗАНИЮЩИЕСЯ РАЗРАБОТКОЙ ПРОИЗВОДСТВОМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ЭТОЙ "МАССЫ", ВСЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕСУРСЫ ПОТРАЧЕННЫЕ НА ЭТО были практически бесполезными и никак не повлиявшими на исход будущей войны.... Зато какие планы строили.

Да, английские, французские, немецкие ,да и никакие другие линкоры к Кронштадту не пришли.

Ссылка на первую часть статьи

Ссылка на статью о безоткатных орудиях Курчевского. Может Вас так же заинтересовать по данной теме.

Буду благодарен за конструктивную критику. Понравилась статья-ставьте лайк,а еще лучше-подписывайтесь на канал

С уважением.