Из двух интервью Ксении Ферзь в русскоязычном издании Лазурного Берега Service Azur.
Мир меняется очень быстро. Какие изменения в связи с этим претерпевает этикет?
К.Ф. Изменения приходят с технологиями. В 80-х в обиходе появилось понятие “нетикет” — сетевой этикет. В краш-курсе Нетикет: сетевой этикет мы уже не разбираем правила передачи писем по факсу, а шлифуем мастерство сетевого нетворкинга и работаем над позиционированием в социальных сетях.
Карточки, которые по старой памяти называют визитными, постепенно уходят. Инстаграм предлагает использовать QR код “именной ярлык” — достаточно его сканировать телефоном с телефона — et voila — вы подписаны на своего нового знакомого! Но здесь надо принять решение: либо вы с классиками — и тогда у вас все-таки трехсотграммовые карточки с тиснением, либо — с миллениалами и именным ярлыком.
В краш-курсе Нетворкинг для интроверта я учу быть и с теми, и с другими. Потому что действительно социально компетентным можно признать только того, кто сознает традицию и знает тренд.
Но можно ли сказать, что понятие этикета трансформировалось?
Конечно, сегодня этикет — это как удобно всем. Он совершенно эгалитарен. Прежде этикетом считалось то, как удобно королю и принято при дворе.
Вы не опасаетесь, что культура классического поведения потеряет актуальность в нашем стремительном и цифровизированном мире вовсе?
Обладатели чувства стиля и чувства такта, как вы правильно заметили, — вымирающая порода. Но будем честны с собой: то, что в итальянской части Лигурийского побережья принято называть alta cultura (высокая культура), никогда не было народным, иными словами, популярным интересом.
Я уйду из бизнеса имиджа и коммуникаций, если после цифровой изоляции люди будут желать общества друг друга столь отчаянно, что им даже нравиться друг другу перестанет быть необходимо. А пока нам не терпится друг другу понравиться — я буду продолжать людей учиться есть спаржу и артишоки с апломбом.
Культуролог, имидж- и этикет-инструктор, специалист по светскому и деловому позиционированию, коуч коучей школ имиджа и этикета, консультант и тренер корпораций, колумнист международных lifestyle изданий, TV бродкаст-эксперт.
Автор онлайн-энциклопеции социальной компетентности AristoTwist.ru Основатель академии управления впечатлением Esthetiquette.club Издатель социософского дайджеста LoyalRoyal.me