Если в книге «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхина начала за здравие и только во второй части книги превратила свой рассказ в глупую романтическую сказку, то «Дети мои» начались «за упокой» с первых страниц. Успешно взяв несколько крупнейших российских премий с первой книгой жажда денег то ли самой Яхиной, то ли редакции Елены Шубиной, то ли издательства АСТ в целом побудили ее на новое художественное извращение исторических фактов.
Роман «Дети мои» опубликован в мае 2018 года и еще не успел собрать столько же премий, удостоившись только премией журнала «Сноб». Впрочем, можно предположить, что «Сноб» даст премию чему угодно, что негативно описывает жизнь в СССР.
Роман начинается описанием немецкой деревни в Поволжье. Главный герой - преподаватель местной школы Якоб Бах. Он немного блаженен и влюблен в немецкий язык. Странные люди с другого берега приглашают (точнее, настоятельно требуют), чтобы учитель занимался языком с юной девушкой, живущей на хуторе зажиточного немца. Девушку эту держат в заперти в своей комнате, видеть ее учителю запрещают. Бах совсем не хочет заниматься с ней, несмотря на большие деньги. Ему не нравится отец девушки и вся царящая в доме атмосфера. Но, как все нормальные люди, которым что-то не нравится - в итоге соглашается.
Дальше между героями начинается развитие каких-то отношений, которые Яхина, впрочем, не трудится описывать каким-то потоком сознания или чем бы то ни было еще, она дает лишь штрихи и общие слова.
Революция, владелец хутора берет дочь (которая НИКОГДА не выходила из усадьбы) и уезжает в Германию. Дочь сбегает с поезда и каким-то магическим образом добирается до деревни, в которой живет Бах. Этот фрагмент Яхина тоже предпочла не описывать, чтобы не усложнять себе задачу. Как Клара (та самая дочь) попала к Баху? Выпрыгнула из поезда, дошла до города (всего-то), спросила у какого-то мужика в городе, где находится Гнаденталь, а тот ее взял, да отвез. Почему бы и нет.
Клара приходит к Баху. Сельчане распространяют слухи, что Клара его дочь, на которой он вдруг решил жениться, до этого уморив жену (с чего вообще? Об этом ни слова ранее не было). Детей не пускают на занятия в школу, потому что Бах развратник. Бах не оправдывается и уходит с Кларой на заброшенный хутор. Вот так безобидного учителя, ЕДИНСТВЕННОГО в деревне, запросто выгоняют из-за остановившейся у него 17-летней девушки. Но до этого момента повествование, в общем, еще немного логично.
Клара и Бах живут на хуторе вдвоем. Отношения их перерастают в аналог семейных. Чувств Яхина особо не описывает. Клара вообще всю книгу остается какой-то картонной куклой. Бах внезапно перестает говорить. Фактически, без какой-либо мотивации. Просто перестает говорить. Клара, не пытаясь ничего сделать, тоже. Так и живут молча несколько лет, которые Яхина умещает в десяток невнятных страниц описания сельского быта и натуралистичных наблюдений за ледоходом Волги. Целые годы Яхина вмещает в абзацы, хотя у любого человека возникнет вопрос, как на протяжении семи лет два человека прожили в замкнутом пространстве без какой-либо связи с внешним миром. У любого, кроме Яхиной.
Клара не может забеременеть. Но так как надо написать еще 3/4 книги и добавить драмы, на хутор врываются трое красноармейцев, избивают Баха, воруют еду и насилуют Клару. Она, предсказуемо, забеременеет, что чрезвычайно тяжело доходит до сознания Баха, который даже после изнасилования НИ СЛОВА НЕ СКАЗАЛ КЛАРЕ и начал спать отдельно. Чтобы добавить остроты в сюжет, Клара умирает при родах. Но мы не можем посочувствовать смерти картонной девушки, потому что Клара для читателя остается не более, чем именем - никакой личной привязанности к персонажу не возникает, потому что описаний персонажа, в сущности, нет.
Бах испытывает к ребенку отвращение и не может понять, кто из насильников был отцом. Их этого можно было сделать потрясающий по глубине эпизод с переживаниями и саморефлексией, но для этого придется стараться и быть писателем, поэтому в книге ничего такого нет. Пару абзацев Бах мучается (так и написано, Бах мучался, ничего больше), но потом откармливает его козьим молоком, сворованным в том же Гнадентале, изменившимся за эти годы от пришедшей советской власти. Баха ловят и руководитель поселения, немец коммунист подряжает Баха за молоко писать сказки про обычаи немцев Поволжья.
И тут Баха прорывает. Он в припадке начинает писать сказки, которые Яхина полными кусками дает в книгу. От сказок парторг приходит в восторг, немного добавляет в них коммунизма и публикует в газетах, все это ему нужно, чтобы поставить колонию на путь правильной идеологии.
На протяжении книги Бах остается невнятным, бесхарактерным картонным персонажем с примитивным набором чувств. Настолько примитивным, что это никак не стыкуется с его бесконечным восхищением немецкой поэзией. Клара по картонности превосходит коробку из под холодильника. Единственный смысл ее существования в книге - увести Баха на хутор, родить и умереть, чтобы тот был вынужден вернуться назад. Спасибо за столь скромную попытку мотивировать героев.
На хуторе Баха и его дочери Анны во второй части книги появляется мальчик Васька. Бар ревнует дочь к Ваське. Дочь, которая живет с отцом-отшельником, заинтересовывается парнем и находит себе друга в его лице. Все это также, как и остальные действия, описываются крайне скудно, без малейшей попытки раскрыть внутренний мир персонажей.
Когда Васе и дочери Баха Анне исполняется по 10 лет, их забирают в детский дом. Бах навещает детей. Иногда в романе рассказывают про Сталина и бильярд. Дети растут и им и без Баха неплохо. Бах основывает интернат для сирот. В последней главе Бах уходит в Волгу и вспоминает, скольких людей похоронил в реке.
Также во второй части добавляется еще одна пикантная деталь - сказки Баха начинают сбываться, а книжка из исторического романа превращается в слишком-уж затянувшийся рассказ для детей.
***
«Дети мои» - это нехватка диалогов ( у Клары и Баха не было ни одного реально раскрывающего их отношения разговора), скучные повествования, немотивированные поступки, бесконечное множество натуралистичных самоповторов (действие книги затрагивает почти двадцать лет - столько же раз Яхина опишет каждое время года), посредственный и неинтересный язык, тривиальный сюжет. Яхина утверждала, что хочет этой книгой рассказать о сложной жизни немцев Поволжья, остановив повествование за несколько лет до депортации немцев в Казахстан. Этим событиям она уделила две страницы эпилога.
Вторая книга - еще большее разочарование, чем первая. Еще слабее, еще поверхностнее, еще меньше внутреннего мира героев. Если хотите узнать о немцах Поволжья - лучше найдите исторические документы. Единственное опасение после прочтение книги, которое возникает у меня - Яхина уже побывала в шкуре репрессированной татарки и репрессированного немца, и лишь бы теперь ей не вздумалось стать переселенной чеченкой или, не дай бог, написать про Вторую мировую войну.
Читая аннотацию может показаться, что наконец-то появилось адекватное художественное осмысление неприятных моментов советской истории, на самом деле оказывается, что это бесталанная спекуляция на фактах.
Литература, на мой взгляд, должна вызывать сострадание, сопереживание, понимание мотивов, исторический срез, но здесь - очень много описаний природы и ни одного адекватного описания людей. Гузель Яхина - не писатель, она скорее художник по костюмам или декоратор. Потому что фон и декорации выписаны прекрасно, но вот вместо действующих лиц, вместо актеров, на сцене стоят их картонные фигуры, которые изредка роняют поверхностные фразы, озвученные голосом «Бота Максима».