В предчувствии войны.
Такого рода карикатуры пестрили в изданиях западной прессы. Война Японии с Россией 1904 - 1905гг было делом решённым. Об этом знали все. Япония на 100%. Англия на 100%. США на 100%.
Россия ничего не знала, так как у неё не было своей разведки. Россия в войну не верила, но было предчувствие. В результате техническая подготовка Порт-Артура к обороне не была завершена, а снабжение войск было недостаточным для долгосрочной обороны. Непрофессионализм военно-политического руководства страны становился заметнее с каждым днём. Российский флот таял, теряя корабли. Мелкие и крупные ошибки командиров, накапливаясь, вели к общему поражению... Казалось, Россию ничто не спасёт. На стороне России преданность местного населения Маньчжурии. Против - продажность российской элиты. В этих непростых условиях неожиданно предлагается помощь свыше.
Император Николай Второй отказывается от помощи - его судьба решена.
Предание гласит, что 11 декабря 1903 года пришедший в Киево-Печерскую лавру старый матрос Фёдор Катанский, участник обороны Севастополя, рассказал о явлении ему Богородицы, стоявшей на берегу залива и державшей в руках большой плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя. Ногами Богородица попирала обнажённые и обоюдоострые отточенные мечи, а над её головой ангелы в облаках держали царскую корону. Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города. О видении старика-матроса, севастопольца, узнали богомольцы Киево-Печерской лавры. Когда пришло первое известие о нападении японского флота на российскую эскадру, никто уже не сомневался о правдивости слов матроса, и десять тысяч богомольцев по пятачку собрали необходимую сумму для изготовления иконы. Образ был изготовлен точно по указанию матроса Фёдора известным киевским иконописцем Павлом Штронда, который не взял плату за работу. На иконе по краям было написано: "В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей". Образ был освящён и в специальном сопровождении отправлен по железной дороге в Санкт-Петербург. Второго августа 1904 года икона была выставлена для поклонения в кафедральном соборе Владивостока. За это время с неё было сделано несколько фотоснимков и написана уменьшенная копия масляными красками на дереве. В ноябре икону вывезли из России, но образ так и не достиг Порт-Артура. Это была фатальная ошибка верховного главнокомандующего Николая Второго. Сказалась его нерешительность, отсутствие веры. Из-за саботажа его придворных икона простояла три месяца не там, где она должна была находиться по преданию. Герои, обороняющие Порт-Артур, остались без поддержки. 2 января 1905 года судьба крепости была решена. Икона была захвачена японцами. Её след теряется на 90 лет, как теряется след надежды на счастливый исход войны.... Дни главнокомандующего уже сочтены - следующее воскресенье (9 января) станет для него кровавым!
Художники на войне.
Вести летопись войны с японией
в начале марта 1904 года прибыл в Порт-Артур сам Василий Васильевич Верещагин.
С ним целая плеяда его учеников, многие из которых состояли в штате сотрудников известных русских печатных изданий, таких как Нива и Огонёк.
За месяц пребывания на передовой он успел завершить несколько работ, две из которых сохранились в приморской картинной галерее.
Остальные работы он унёс с собой в морскую пучину. Броненосец Петропавловск, на борту которого находились художник Верещагин и адмирал Макаров, наскочил на японскую мину и взорвался 31 марта 1904 года.
Ученики наблюдали за гибелью учителя в бинокль, держа в руке карандаш, понимая, что теперь на их хрупкие плечи легла задача освещения военных действий. И они с этой задачей прекрасно справились, оставив после себя великолепный альбом рисунков и набросков под названием "Манджурия"!
Рисунки на бумаге небольшого размера, выполнены, в основном, карандашом, гуашью и акварелью. Все эти материалы лёгкие и умещаются в кармане, что не маловажно в полевых условиях.
Пейзажист Б.В. Смирнов прекрасно передаёт особенности природы: сопки и долины Маньчжурии;
а также быт и условия жизни крестьян и солдат.
Художник Н.С. Самокиш реалистично передал в своих рисунках смертельную опасность, азарт боя, и, конечно же, самоотверженность и патриотизм .
Практически, все художники Маньчжурского альбома на своих рисунках зафиксировали повседневный героизм русского солдата, даже вопреки трудностям и просчётам командования.
Героический эпизод боя под Тюренченом, когда в решающий момент простой священник берёт командование полка на себя стал ключевым на монументальном полотне сына знаменитого русского художника Ильи Ефимовича Репина под названием "Тюренченский бой".
Картина Юрия Ефимовича Репина "Тюренченский бой" была написана спустя несколько лет после окончания войны, в 1912 году, по заказу императрицы Марии Фёдоровны, назначенной шефом 11-го Восточносибирского стрелкового полка. На картине изображён подвиг полкового священника отца Стефана Щербаковского, увлекшего за собой солдат в атаку. Бой под Тюренченом стал первым сражением русско-японской войны. Русский полк вступил в сражение в полном неведении о составе и численности противоборствующей стороны. Разведка в русской армии отсутствовала как таковая. В результате полк численностью 6 тысяч штыков столкнулась с 30- тысячной армией противника. И, наоборот, японская сторона о численности и передвижении русских войск знала всё. Многочисленная японская диаспора, в том числе проживающая во Владивостоке, активно работала на разведку Восходящего солнца, снабжая информацией по заблаговременно настроенным каналам связи. Создать аналогичную русскую разведку одномоментно не удавалось. Добровольцы-разведчики не знали культуры и японских обычаев, поэтому быстро выявлялись. Но, будучи схваченными, проявляли верх героизма. Один из них (Василий Рябов) принял смерть за Царя, Отечество и Веру,
Другой (боец Зуев) вырвался из плена, ускакав на японской лошади, прихватив с собой секретные японские документы.
Вскоре, с помощью местных жителей русские войска тоже научились выявлять японских лазутчиков. Но это были единичные случаи. Глобальную информационную войну Россия с треском проигрывала, так как собственные лазутчики сидели у неё внутри и блокировали все важные государственные мероприятия, и даже почтовые сообщения. Без вмешательства из вне это невозможно. Была бы разведка, она бы выявила факты и доложила, кто вмешивается. А так всё шло своим чередом.....
Англичанка гадила.
Англичанка гадила, а Экибана пускала корни в этой благодатной среде. Иначе как объяснить повальное увлечение японским искусством за несколько лет до начала войны? Увлекались в кабинете министров, в среде ожиревших актрис и многотомных поэтов. У всех у них сразу оказалось по коллекции статуэток и всяких безделушек....Так или иначе, но ключевые посты были подкуплены. Дальше Англичанка создала Японии современный морской флот и попросила США профинансировать это. Россия не знала, потому, что у неё не было разведки. Император был мягкотелым, нерешительным, маловерным человеком. Расчеловечить его образ не представляло особого труда. Дальше Англичанка приступила к вооружению оппозиции в России, а профинансировать попросила всё те же США. Революция назревала, а правящая элита этому подыгрывала, маскируя провалы патриотизмом.
Ложный патриотизм.
На рисунке художника Казакова изображён полевой лагерь в сопках со стихами известной песни. Представляя мелодию песни, невольно воодушевляешься романтизмом военной службы, так работала пропагандистская машина российской бюрократии.
В действительности (судя по японскому рисунку) воинская служба несла, скорее, тяготы и лишения.
Многие песни и мелодии были написаны явно на заказ. Но это сработало. В результате провалы и поражения оказались спрятаны за ореолом подвига и героизма.
Моя мама до сих пор плачет, когда слышит песню "Врагу не сдаётся наш гордый Варяг!". Как я могу ей объяснить, что варяг не был потоплен? Почти все матросы остались живы. По договору с японской стороной они вернулись в Россию по территории Китая, при условии, что больше не будут воевать против Японии. Матросы были награждены, а их дальнейшая судьба не афишировалась. Крейсер перешёл на вооружение японского флота с сохранением логотипа Варяг на правой стороне. Россия пыталась выкупить легендарный крейсер, но не смогла, по разным причинам: то не было денег, а потом уже крейсер технически устарел. Россия строила свой флот заново с нуля, так как она его полностью потеряла при Цусимском сражении. Япония опять, в который раз применила хитрость...
Японская хитрость.
Российский флот сосредоточился одной группой, прикрываясь головным броненосцем. Японский флот разделился на три группы, каждый корабль которой стрелял по головному российскому, пока тот не ушёл под воду. Его место занимал новый броненосец, и история повторялась, пока все шестнадцать российских кораблей не были потоплены.
Это была далеко не единственная японская хитрость. Так при нападении на российскую эскадру в Порт-Артуре японские военные корабли были замаскированы под российские гражданские. Матросы громко разговаривали на кривом русском, но всё-таки на русском, и это не вызвало подозрений. Благодаря чему удалось приблизиться к российскому флоту и нанести ему урон. Обидное поражение от маленькой страны.
Пусть не легко бывало нам - Идём мы к новым временам! (И не вернёмся к старым).
России был нужен новый лидер, волевой, ответственный, способный подавить либеральную тусовку. Сталин подспудно держал это обидное поражение от Японии в уме, и когда наступило время реванша 1945 года, он не допускал уже никаких ошибок, действовал продуманно и решительно, а, главное, не дал себя обхитрить. Однако этот пейзаж нарисуют уже совсем другие художники!
Спасибо.