Продолжаем наш цикл занятий связанный с пределами. На сегодня мы будем раскрывать новый вид неопределённости ноль делённый на ноль. В обычной алгебре с нулём как вы уже знаете работают очень аккуратно, стараются как можно реже иметь с ним дело, а про бесконечности там всякие я уже молчу. Но в теории пределов этих ребят совсем не боятся. Только если получается ноль на ноль, то всё, тут обычная арифметика уже бессильна, поэтому математики нашли различного рода обходные пути решения этой проблемы. С которыми мы сейчас познакомимся.
1. Пожалуй проще способа не найти, будет ясно даже чайнику, жаль что использовать его получится не везде. метод заключается в разложении числителя и/или знаменателя по формулам сокращённого умножения. Не будем копошиться в теории, сразу рассмотрим на примере, решение распишем сразу.
Хорошо, хорошо, уговорили, ещё один примерчик на закрепление.
С "мелюзгой" можно побаловаться, но нам не стоит стопориться на этом, едем дальше.
2. И пяти минут не прошло, а мы разбираемся со вторым методом. Он предназначен для пределов с иррациональностями, проще говоря, там, где присутствуют квадратные корни или кубические, вообще корни любой степени. Распознать примеры такого плана совсем не сложно. Видите иррациональность, считайте что всё, нашли. Устраняется она путём умножения числителя и знаменателя на сопряжённое выражение. Рассмотрим первый примерчик.
С первого примера уже что-то да стало понятно. Но чтобы наверняка, стоит и второй бахнуть.
Вот так-то лучше.
3. Последний рассмотренный на сегодня (есть ещё правило Лопиталя (ссылочка будет в конце статьи)) способ устранения неопределённости связан с табличкой эквивалентных величин.
Представим её здесь:
Использовать её очень просто, если видите функцию определённого вида как в табличке, то можете смело заменить эквивалентную ей. Работает это только при произведении и делении двух функций. При вычитании и сложении уже нельзя. Приведём пример:
Оказалось не так сложно, как предполагалось ранее. При таком раскладе, можно и второй пример рассмотреть.
На сегодня задачек достаточно, что-то мы сегодня "в ударе". Подводя общие итоги занятия, имеет место сказать, что раскрывать неопределённость ноль на ноль гораздо интереснее. Ну и примерчики всевозможные могут попасться, объединяющие в себе сразу несколько методов решения. Оставляйте в комментариях какую тематику стоит добавить на канале, какие темы разобрать. Спасибо за внимание.
Другие темы: