В последнее время стал популярным, так называемый, урбантуризм. Объектами урбантуризма являются элементы городской инфраструктуры, которые не признаны возрастной общественностью, государством официальными туристическими объектами. Из этого логически вытекает мысль, что поклонниками урбантуризма является, в подавляющем большинстве, молодежь, сталкеры. К объектам урбантуризма они, в большинстве своем, относят объекты, которые по каким-либо причинам не выполняют своих назначений из-за своей заброшенности: это заброшенные больницы, недействующие пионерлагеря, недостроенные здания, дома под снос, расформированные войсковые части, покинутые бомбоубежища, заброшенные деревни, а также покинутый город Припять и окружающая его Зона Отчуждения.
Дисциплина в сталкерстве на первом месте
Эта группировка именует себя Сталкерами. Параллельно с ними, часто пересекаясь и переплетаясь, идут Диггеры, исследователи подземных объектов: упрятанные в коллекторы речки, туннели метро и Метростроя, а также заброшенных шахт. Эти два течения составляют основу урбантуризма, со своими сложившимися негласными и гласными правилами, выработанными годами, опытом и логикой, которые призваны обеспечивать безопасность, ведь объекты урбантуризма зачастую, опасны, и халатность может привести к протоколам в суде, травмам и смерти по понятным причинам. Дисциплина, организованность и безопасность здесь всегда на первом месте.
Сталкеры не имеют отношения к руферам
Однако, сравнительно недавно, начали входить в моду, такие явления как зацеперство- катание на крышах поездов или автосцепке, позирование на стреле крана или шпиле высотки, селфи на опоре высоковольтной линии или карнизе крыши, когда под тобой десятки метров, покорение радиомачт и дымовых труб по ржавым лестницам. В отличие от рабочих, которые штурмуют высотные сооружения со страховкой и по долгу службы, в отношении молодых «руферов» наоборот, считается великой доблестью покорить объект без страховки, сделать селфи на одной ноге на высоте или висящим на одной руке. Конечно, могут вестись и разговоры о безопасности, однако это не мешает этой категории урбантуристов попадать в ежедневные сводки новостей: разбился, упал, сгорел от удара током. Причем эти новомодные течения у большинства сторонних наблюдателей и дилетантов стоят в одном ряду со сталкерством и диггерством и именуются опасными, резко осуждаются, про них говорят на форумах СМИ «естественный отбор».
Клеймо всех «урбанистов» не подходит к понятию «сталкер»
На мой взгляд, ставить в один ряд всех урбантуристов и клеймить их «суицидниками» некорректно, поскольку между сталкерами- диггерами и остальными «молодежными течениями» имеются принципиальные различия:
1) Роль безопасности:
В случае со сталкерами/диггерами безопасность- двигатель процесса познания нового, поскольку мертвый или покалеченный сталкер вряд-ли сможет продолжать свое увлечение. А зацеперы, в большинстве,как и лихачи на спортбайках- «каждый сезон -новые». Статистика несчастных случаев тому пример. Для них безопасность не приветствуется, она «мешает собирать лайки».
2) Публичность. Связана с безопасностью.
В случае сталкеров/диггеров публичность им ни к чему. Их знают в «своих кругах» и их это устраивает. К тому же, публичность сделает объекты их увлечения либо «баянами», либо они будут закрыты правоохранительными органами, и они это понимают.
В случае остальных, публичность- их цель: собрать побольше просмотров, лайков, восхищённых комментариев.
По иронии судьбы, зачастую последнее проявление «славы»- сводка в СМИ о несчастном случае.
3) Возраст.
Сталкеры/диггеры в большинстве своем- люди взрослые, у многих есть семьи; зацеперы и «высотники»- это молодые люди, зачастую ещё учащиеся в школе, которые наперегонки друг с другом соревнуются в высоте и опасности покоренного объекта.
4) Организация.
Сталкеры/диггеры ходят на объекты группами, исходя из безопасности, помочь товарищу в случае возможной беды; школьники же предпочитают покорять объекты в одиночку, чтобы установить некие «рекорды». Это добавляет процента несчастных случаев любителям экстрима.
Подведу итог: зацеперство, руферство и прочие новомодные урбанистические течения; и «олдскульное» сталкерство/диггерство не происходят одно из другого.