Кому это читать: любителям классики постапокалипсиса и длинных книг. В сборнике четыре романа, каждый из которых способен составить самостоятельную книгу. В каждом романе автор так или иначе крутит мысль о том, что если: что если на земле появятся растения, способные ходить и убивать? Что если после атомной войны глубоко патриархальное общество станет нетерпимо к малейшим мутациям? Что если инопланетяне используют земных женщин как инкубаторы для существ, внешне похожих на людей? А если неизвестные существа заселят наши океаны? Все это немножко умилительно, немножко старомодно, неожиданно с привкусом Агаты Кристи, - но увлекательно. И все это, стоит упомянуть, те из нас, кому в районе 40, уже читали в детстве.
Тест Бехдель не пройдет.
Моя оценка 8 из 10.
Что там происходит: за исключением «Кукушек Мидвича», в которой бедствием, и то не сразу распознанным, оказывается поражена одна деревня плюс-минус, в романах сборника терпит трагедию весь наш мир и зачастую так же сообща начинает бороться, за или против: против инопланетян, против растений-убийц, против мутаций, за выживание и вообще мы тут, извините, господствующий (вроде) вид, не фиг покушаться на нашу планету – глубоководным ли чудовищам или ходячим растениям, неважно.
Из плюсов: Все это страшно интересно даже тем, кто уже давно пережил пубертат. Вы же наверняка прикидывали, в каком супермаркете из ближайших к дому запрётесь на момент зомби-апокалипсиса? Героям по крайней мере двух из четырех романов сборника приходится подыскивать себе некую базу, по возможности вдали от общества, потому что на некоторых этапах выжить так явно проще. И кого не привлечет жизнь, полностью лишенная привычных обязательств. Ведь представить, что именно тебя убьют первым, нереально. Зато не надо ходить в школу / на работу и можно безнаказанно брать в магазинах, что хочется. Эти подростковые мечты автор и удовлетворяет по максимуму, уделяя значительно меньшее внимание тяжелому труду выживания. Впрочем, в середине прошлого века, надо полагать, люди были чуть более приспособлены к нему, чем сейчас.
Из минусов: немного бесит отношение автора к женщинам, впрочем, оно, наверное, было типичным для эпохи и даже – возможно – прогрессивным. При каждом удобном случае он невинно вешает беды общества на женщину. А если она тут вообще случайно подвернулась – тем хуже ей, ату её ату, как в той сцене в «Дне триффидов», где активист Коукер обрушивается на девицу за то, что та не догадалась завести мотор. Учили эту барышню заводить моторы, чтобы появилось электричество? Конечно, нет. Наверняка ей с детства внушали совсем другое: что она должна быть скромной, мазать руки кремом, чисто мыть посуду и не блистать умом, особенно в присутствии мужчин. А то ведь замуж ее никто не возьмет, слишком умные женщины никому не нужны! Моторов в списке не было - зуб даю. Но до этой мысли многие и в 2019 году не дошли, чего уж хотеть от середины XX века, плюс-минус.
Сериалы вроде «Ходячих мертвецов» приучили раскрывать тему по максимуму, поэтому в финале каждого из романов вроде чего-то не хватает. Тут же можно продолжать до бесконечности! Идея каждого романа просто леденец: тут золотоглазые дети! Там растения-убийцы! Шок, трепет, сенсация и размах - минимум на трилогию, но можно настрогать и до поттерианы.
Ровно в этот миг всё уже кончилось и начинается новый сюжет.
Другие романы, которые могут вам понравиться:
Александр Громов, «Мягкая посадка» - пост-ап. На земле ледниковый период, а еще многие люди стремительно тупеют, деградируют и агрессивничают, или даже рождаются такими сразу, но очень хорошо мимикрируют под нормальных.
Сергей Тармашев, «Наследие» -пост-ап. Мир угробили ГМО и богатые мудаки, которые на них наживались (эта часть описывается очень подробно, даже хочется загуглить имена и названия предприятий). Потомки людей, которые употребляли фастфуд, рождаются агрессивными инвалидами, в большинстве случаев еще и безмозглыми.
Алексей Пехов, Андрей Егоров «Последний завет» - пост-ап. Если представить, что в мире «Метро 2033» прошло еще сколько-то лет и люди уже живут над землей… Только роман «Метро 2033» появился на 4 года позже «Последнего завета», но если нравится «Метро 2033», то и «Последний завет» будет достаточно хорош.
Наталья Шнейдер, Дмитрий Дзыговбродский «Сорные травы». Супруги-медики хирург и судебный эксперт … можно даже не продолжать. Медики в условиях апокалипсиса - это уже интересно.
Ким Стэнли Робинсон, «Дикий берег» - пост-апокалипсис, социальная фантастика. В 1984 году Советский Союз тайно завозит в США несколько тысяч нейтронных бомб и взрывает их. Во время хаоса проводит через ООН закон о необходимости постоянно контролировать руины, оставшиеся после Америки. Поэтому вдоль берегов Америки уже несколько десятков лет подряд курсируют военные корабли, которые следят, в том числе, за тем, чтобы американцы не пытались восстановить свою страну.
Робер Мерль, «Мальвиль» - социальная фантастика. Эммануэль живет на ферме, не ладит с матерью, поэтому в конце концов перебирается на другую ферму к бездетному дяде. Дядя оставляет ему ферму в наследство, а кроме нее, наличные. Тогда он покупает соседний полуразрушенный замок Мальвиль. Дело происходит во Франции. Эммануэль понемногу восстанавливает его, разводит животных. В тот день, когда в мире случилась атомная война и радио замолчало, он со старой домоправительницей и несколькими друзьями как раз оказался в глубоком подвале...