Найти тему
Михаил Петрушков

Сестринско-патронажная служба Республики Таджикистан: перспективы создания, функционирования и развития

В настоящее время сестринско-патронажная служба существует в преобладающем количестве стран мира и является очень весомым подспорьем для системы здравоохранения и социальной поддержки населения.
Особо трудно переоценить значение для обеспечения достойного ухода за хроническими больными, инвалидами, недееспособными, больными онкологическими заболеваниями в терминальной стадии и т.п. сестринско-патронажной службы в странах, испытывающих дефицит специализированных заведений, типа хосписов, и профессионального среднего медицинского персонала.

Подобная ситуация, к сожалению, характерна для большинства стран постсоветского пространства, в частности для России и Таджикистана.

Так, на протяжении последних десяти лет обеспеченность населения России средним медперсоналом неуклонно снижается. Согласно данным Министерства Здравоохранения РФ, обеспеченность населения России средним медперсоналом в 2008 году составила 94,2 на 10 тысяч человек; в 2010 году — 93,6 на 10 тысяч человек; в 2011 году — 92,6 на 10 тысяч человек. И, увы, имеет дальнейшую тенденцию снижения.

Ситуация в Республике Таджикистан катастрофичнее: на 8,5 миллионов жителей чуть более 43 тысяч профессиональных средних медицинских кадров, следовательно обеспеченность населения Таджикистана средним медперсоналом в среднем 52 медсестры на 10 тысяч человек

Для сравнения, в Великобритании на 10 тысяч населения приходится 128 медсестер, в Канаде — 101 медсестра, в США — 94 медсестры.

При этом необходимо отметить, что количество инвалидов в Республике Таджикистан на сегодняшний день составляет более 146 тысяч человек и имеется четко выраженная тенденция увеличения количества инвалидов, ВИЧ-инфицированных, онкологических больных, больных активными формами туберкулеза, немощных стариков и больных с хроническими заболеваниями.

Ситуацию в Республике Таджикистан усугубляет ряд проблем, существующих как в сфере здравоохранения, так и, в общем, в стране.
Среди ведущих: тяжелое экономическое состояние страны, недофинансирование существующих программ здравоохранения и социальной защиты населения и отсутствие средств для внедрения новых программ, связанных со стратегическим поворотом здравоохранения Таджикистана в сторону интегрированной модели первичной медико-санитарной помощи, основанной на семейной медицине.

Не смотря на помощь доноров и усилия Правительства Республики Таджикистан, финансирование сектора здравоохранения составляет 1,9% от ВВП, что значительно меньше, чем в 1991 году (4,5%). Сложившийся уровень финансирования не в состоянии снять груз проблем, накопившихся за последние два десятилетия.

По оценкам, свыше 70% общего объема финансирования приходится на выплаты из личных средств населения, лишь 16% на бюджетные ассигнования, и примерно 14% взносы доноров. По данным органов статистики, в структуре затрат населения, доля трат на лекарства и медобслуживание составила 10,3%, что более, чем в 3 раза превышает затраты на образование.

Платежи населения носят в основном неформальный характер и, в силу этого тяжело контролируемы. Малообеспеченные граждане Таджикистана не защищены от непосильных финансовых тягот в случае серьезного недуга. Уровень платности слабо связан с качеством оказываемой помощи. Кроме того, приходится констатировать очень тревожную тенденцию: вклад домохозяйств (населения) в финансирование сектора здравоохранения в неформальном порядке (в виде платежей напрямую работникам сектора здравоохранения), как оплата за полученную услугу или предоставление лекарственного препарата, стремительно увеличивается с каждым годом.

И без того непростую ситуацию усугубляет дефицит медико-социальных учреждений, способствующих уменьшению затрат населения на лечение, потока больных для госпитализации, сокращению койко-дней и т.д., таких как дневные стационары, стационары «одного» дня, хосписы, центры амбулаторной хирургии, дома сестринского ухода, службы патронажной помощи и другие службы социально-медицинской и реабилитационной поддержки.

Приходится констатировать, что реабилитация и адаптация больных-хроников и инвалидов, паллиативная помощь тяжелобольным и неизлечимым пациентам в терминальной стадии, будучи неотъемлемыми атрибутами современного, социально ориентированного государства, важнейшими факторами облегчения мук и страданий пациентов, скорейшего возвращения их в строй, создания условий для полноценной жизни, увы, пока не стала реальностью в Республике Таджикистан.

Не меньшую тревогу вызывает ситуация с обеспечением лечебных и лечебно-профилактических учреждений республики средними медицинскими кадрами.

Не смотря на то, что на сегодняшний день, подготовка средних медицинских и фармацевтических кадров осуществляется в 4 медицинских колледжах и 10 медицинских школах страны (в медицинских колледжах и училищах учатся 18514 студентов; выпускников - 3632 человек), количество ежегодно выпускаемых средних медицинских кадров с учётом имеющегося дефицита кадров, особенно в сельской местности, высокого уровня трудовой миграции, реформы сектора здравоохранения и прироста населения не может покрыть потребности страны и требует увеличения ежегодного плана приёма абитуриентов в средние медицинские учебные заведения.

Даже поверхностный анализ состояния кадрового потенциала здравоохранения Республики Таджикистан выявляет ряд недостатков в области планирования, подготовки и управления кадровыми ресурсами, таких как диспропорцию в распределении медицинских кадров, отсутствие методов планирования согласно потребностям, несовершенную систему медицинского образования, низкий уровень заработной платы и отсутствие мотивации для повышения качества работы, а также механизмов для её поощрения, низкие показатели доезда специалистов до мест назначения, отсутствие чётко спланированного штатного расписания, учитывающего институциональные нормы и фактическую нагрузку, отсутствие управленческих навыков у руководителей медицинских учреждений, отсутствие данных о масштабах миграции медицинских работников за рубеж и т.д.

Справедливости ради, необходимо отметить, что Таджикистан делает очень нужные и важные шаги на пути преодоления этих проблем.

В настоящее время в стране идут системные преобразования и внедряются многообразные инновации в объединенном секторе здравоохранения и социальной защиты населения, в финансирование которых принимают участие 24 донорских международных организаций, реализующих более 31 проекта.

К сожалению, основной упор при этом делается на поддержке инфраструктуры учреждений здравоохранения и закупке медицинского оборудования, профилактике и борьбе со СПИДом, туберкулёзом, улучшении репродуктивного здоровья, здоровья матери и ребёнка, предотвращение инфекционных заболеваний и т.п.

Усиление человеческого потенциала, внедрение сестринско-патронажной службы, хосписов, программ реабилитации и т.п. финансируются, увы, по остаточному принципу.

Хотя, в соответствии с реформой здравоохранения в Республике Таджикистан приоритетными задачами являются: дальнейшее развитие системы «семейной медицины», укомплектования сельских «домов здоровья» практикующим средним медицинским персоналом (в отсутствие врача), увеличение роли и функциональной значимости среднего медицинского персонала в выхаживании и реабилитации больных в рамках стационарной помощи, и, самое главное, на наш взгляд, развитие новых социально-медицинских служб, в частности домов (сестринского) ухода за престарелыми и служб социально-медицинского патронажа инвалидов и больных в терминальной стадии.

Кроме того, в основополагающих программах и стратегиях, таких как стратегия «Остановить ТБ», декларируется ряд мер, направленных на улучшение обслуживания больных с сочетанной инфекцией ТБ/ВИЧ и усиление и расширение практики активного вовлечения всех слоев общества (местные активисты, религиозные деятели, волонтеры, активное привлечение больных перенесших ТБ, лидеров махалинских советов и т.д.).

Кроме того, именно развитие системы предоставления паллиативной помощи для взрослых и детей (формирование системы обучения по паллиативной помощи, организация паллиативных отделений и хосписов на клинической базе и помощи на дому, разработка и приведение в соответствие нормативно-регуляторных документов и др.) определено основным инструментом для осуществления стратегии «Снижения бремени неинфекционных и хронических заболеваний».

Подытоживая все вышеизложенное, хочется заметить, что, несмотря на то, что все-таки ставку парламентарии, эксперты и специалисты области здравоохранения и социальной защиты населения делают на развитии института «семейной медицины», приходит понимание того, что именно длительная мотивационная поддержка должна стать главным направлением лечебно-профилактической помощи, осуществляемой под руководством врача семейной медицины, но с обязательной опорой на семейно-бытовую среду и местное социальное окружение пациентов-хроников.

Главенствующую роль в этом должны сыграть советы общинного здоровья при джамоатах, коллективная самоорганизация людей с родственными проблемами и интересами (астма-школы, клубы больных диабетом и гипертонией, клубы здорового образа жизни в школах, клубы самореабилитации лиц с алкоголь - и наркозависимостью, клубы пенсионеров), хосписы, дома (сестринского) ухода за престарелыми и сестринско-патронажная служба Республики Таджикистан, которая должна быть создана в ближайшие годы.

Литература.

1. А.Ахмедов «О концепции реформы медицинского и фармацевтического образования в Республике Таджикистан».

2. Дж.Назаров, А.Ахмедов, К.К. Махкамов «Некоторые аспекты подготовки среднего медицинского персонала», Д. 2014

3. Егорова О.Ю. Организация служб паллиативной помощи. М., 2007.

4. Здоровье 2020. Основы европейской политики и стратегия для 21 века. ВОЗ. 2013

5. Концепция реформы Республики Таджикистан. Людские ресурсы здравоохранения. Д., 2002 г.

6. Медпортал. Обеспеченность мед.сестрами в России.

7. Мезенцева Е. Гендерное равенство в сфере укрепления здоровья и доступа к медицинским услугам

8. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 28.06.2001 г. №320 «О внесении изменений и дополнений в Концепцию реформы медицинского и фармацевтического образования в Республике Таджикистан»

9. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 01.11.2004 г. №423 «О Концепции реформы медицинского и фармацевтического образования в Республике Таджикистан»

10. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 31.08.2008 г. №512 «Об утверждении Концепции реформы медицинского и фармацевтического образования в Республике Таджикистан»

11. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 02.08.2010 г. №368 «Об утверждении Национальной стратегия здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010-2020 г.г.

12. Рахимова Н.Х. Состояние и перспективы развития сестринского дела в Таджикистане. Д., 2005.

13. Республиканский центр медицинской статистики и информации при Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Таджикистан. Здоровье населения и здравоохранение в Республике Таджикистан.

14. The Euro B sub-region comporsises 16 countries of Europe and Сentral Аsia with the total population of 160 million people. Мost of the countries, included in this statistical aggregate, are ahead of Tajikistan by their levels of economic development.

15. Нealth Services Delivery for Мaternal, Newborn, and Сhile Нealth and Nutrition in Tajikistan, September 2009

16. The Living Standars Мeasurement Survey,2007: Indicators at a Glance. 2009,

17. The Treatment of Diarrhea: a Мanual for Рhysicians and Оther Senior Нealth Workers.- 4th rev. WНО: Geneva,2006:54 pp(in Russian) Положение в мире с вакцинами и иммунизацией 3-е изд. Краткое изложение. Женева: ВОЗ/ЮНИСЕФ/Всемирный Банк:2009 г.

18. The 2007 Living Standards Мeasurement Survey, the Republic of Tajikistan: Indicators at a Glance,2009.

19. www.demoskop.ru

20. www.stat.tj