В школе мы все учимся читать и писать. Это базовые навыки для современного человека, без которых вести жизнь, конечно, можно, но сложно.
Умение читать открывает перед нами дорогу не только к учебникам, но и к литературе.
Многие мои - и не только мои - соотечественники знакомятся с литературой в школе. Конечно, ведь это один из предметов школьной программы.
Я люблю литературу. Она - целый огромный мир, где, наверное, каждый может найти себе книгу по душе. Литература позволяет прожить тысячи жизней и получить многогранный эмоциональный опыт, она позволяет взглянуть на вещи под другими углами, позволяет читателю поразмышлять над глубокими вопросами.
Но нужна ли для того, чтобы человек приобщился к чтению, школьная обязаловка? Давайте поразмышляем.
Литература, в отличие от точных и естественных наук, истории и обществознания, имеет гораздо меньший порог вхождения. Чтобы понимать смысл книги, можно обойтись и без теории литературы, и без знания философии или истории. В конце концов, литература - это прежде всего развлечение. Книга или интересна, или нет. Зачем мучить себя, продираясь через скучный или откровенно бесящий текст, если можно этого не делать? А ведь школа навязывает нам такое отношение, что если ты не любишь читать, то ты говна кусок. А это не так. Если человеку не нравится читать, это не конец света. Наверняка у него есть другие увлечения, просто чтение - не одно из них. Мне вот не нравится футбол, хотя многие любят этот спорт. И что?
Может, тогда имеет смысл сделать литературу факультативом?
С другой стороны, люди в современном мире очень много читают. Посты в соцсетях, статьи на сайтах, в газетах - нас окружает огромное количество текста. И далеко не все умеют правильно анализировать написанное, вычленять главное, понимать мысль автора. И вот тут литература - отличный способ научиться анализировать текст, используя увлекательный материал.
И все же я считаю, что литература - это в первую очередь про удовольствие. Любящему читать человеку ничто не заменит переживание за судьбу любимого героя или любимой героини. Подгонять великие произведения мировой классики под утилитарные цели анализа не кажется мне правильным способом приобщения к ней.
В этом сумбурном эссе я не призываю отменять литературу в школе или вообще не прививать детям любовь к чтению. Я просто очень люблю литературу, и мне хочется, чтобы люди читали книги с удовольствием. А удовольствия без свободного выбора быть не может.