Вполне возможно, советский разведчик Виталий Юрченко совершил нечто такое, что держат в секрете по сию пору. Впрочем, может быть, как раз наоборот, секреты эти давным-давно устарели, потеряв актуальность. Но от этого тайна не перестанет быть тайной, и тем интереснее становится реставрировать события, которые когда-то потрясли весь мир и повлияли на судьбы людей, определяя, кому жить, а кому умирать.
Выяснить, кто такой Виталий Юрченко, на самом деле задача весьма непростая. Вроде бы написано о нем немало, но все как-то в общих чертах и неконкретно, в стиле феерической пресс-конференции, данной им в вашингтонском посольстве СССР 4 ноября 1985 года. Тогда этот Юрченко фонтанировал рассказами о похищении его сотрудниками ЦРУ в Риме, пытках и миллионе долларов, который ему буквально всучили за то, что кое-что выдал, будучи накачан наркотиками. Верить всему этому, разумеется, нельзя, но и совершенно игнорировать не следует.
Талант особого рода
Где родился Виталий Юрченко, кем были его родители и чем он занимался до 19 лет, неизвестно. В 1955 году его призвали на срочную службу и направили в ВМФ, но на каком именно море-океане, в надводном или подводном флоте, или в береговой службе и в каком чине-звании служил военный моряк Юрченко, также окутано сумраком служебной тайны. Правда, сквозь завесу сумерек все же просвечивает одно важное обстоятельство - именно тогда на него обратили внимание флотские особисты, которым он показался "находчивым и весьма изобретательным молодым человеком, не теряющимся в любых ситуациях".
Отслужив положенные тогда четыре года, по увольнении в запас Виталий получил приглашение на службу в КГБ. После соответствующего обучения Юрченко служил Черноморском флоте, занимаясь тем же, чем и прежде, только в ином качестве: если прежде он информировал органы, то теперь доносили ему. Известно, что под начало Юрченко предали группу офицеров, из чего можно заключить, что он возглавил один из особых отделов флота.
В 1968 году его направили в Египет, где тогда на правах союзников в борьбе с Израилем находилось до 20 тысяч советских военных, за которыми необходимо было заботливо присматривать, ограждая от вражеских посягательств и искушений. А вот чем Виталий Сергеевич занимался после 1972 года, когда основной контингент советских войск вышел из Египта, сведений не имеется.
В 1980 году его командировали в Вашингтон, на должность офицера охраны посольства, а когда в начале 1985 года он вернулся в Москву, его назначили начальником службы контрразведки управления, занимающегося внешней разведкой.
Агентурное жертвоприношение
Не прошло и полугода после того, как бывший сотрудник охраны посольства занял одну из ключевых должностей в службе внешней разведки, как летом того же 1985 года его направили в Рим. Цель командировки - расследование пропажи предметов искусства с принадлежавшей советскому посольству виллы Абамелек. Задание выглядит странным, к контрразведке отношения никакого не имеющим. Правда, был один важный момент: американским спецслужбам Юрченко был известен со времен его службы в посольстве.
Посланный искать пропавшие с римской виллы предметы искусства 1 августа 1985 года Юрченко позвонил в американское посольство, представился и предложил встретиться. На этом свидании Юрченко попросил помочь ему перебраться в США, посулив открыть массу любопытных секретов, известных ему по роду службы.
Из всего того, что наговорил американским разведчикам Юрченко, доподлинно известны имена Рональда Пелтона и Эдварда Ли Ховарда, которых он выдал.
Мистер Пелтон в 1978 году оставил службу в АНБ и через два года предложил свои услуги советской разведке, раскрыв тайну прослушивания подводного кабеля в Охотском море. Семейную пару Ховард готовили для работы в Москве, где они должны были поддерживать контакт с агентом Сфера, сотрудником оборонного НИИ, снабжавшего ЦРУ информацией о советских разработках в области радиолокации и систем наведения. Перед самой отправкой, когда Эдвард знал уже довольно много, он провалил тест на полиграфе, и его уволили из агенства. Испытывая финансовые затруднения и желая отомстить, он сдал Сферу советской контрразведке, открыв имя Адольфа Толкачева, арестованного в мае 1985 года.
Оба эти контакта не имели перспектив дальнейшего сотрудничества и вполне годились для принесения в жертву, чтобы вызвать доверие к тому, что рассказывает перебежчик.
Через полтора месяц после "перехода" Юрченко выданный им Ховард, почуяв слежку и используя приемы, которым его обучили в ЦРУ, готовя к московской миссии, ушел из-под наблюдения агентов ФБР и покинул США. Позже он утверждал, что не выдавал Сферу, и это может быть правдой. Стажеру разведки доверяли далеко не все, и конкретно в курс дела его должны были ввести уже на месте.
О шпионской деятельности Толкачева знал шеф контрразведывательной службы отдела СССР и Восточной Европы ЦРУ Олдрич Эймс, в апреле 1985 года вступивший в контакт с вашингтонской резидентурой СВР КГБ. Очень похоже, что сведения, сообщенные Юрченко, были не более чем попыткой прикрытия подлинного источника сведений по агентуре ЦРУ в СССР, но миссия это не вполне удалась. Перебежчику не очень верили. Непонятно было, что могло заставить человека практически сразу же после назначения на должность, открывающую прекрасные перспективы карьерного роста, бросив в Москве жену и дочь, бежать к противнику, который ничего и близко подобного предложить ему не мог.
Венец карьеры
Почуяв недоверие контрагентов, Виталий Сергеевич решил "не засиживаться в гостях, чтобы не попасть в безвыходное положение". Оторвавшись от сопровождавшего его оперативника ЦРУ в вашингтонском ресторане французской кухни Au Pieddu Cochon, где они обедали в субботу 2 ноября 1985 года, он поспешил укрыться в советском посольстве. Там же через два дня Юрченко дал пресс -конференцию, на которой старательно рассказал страшилки про ЦРУ вообще и о сотрудниках советского отдела в частности, обойдя вниманием одного только Олдрича Эймса, имя которого ему, похоже, велено было не упоминать ни в каком контексте.
На это тогда же обратили внимание, но до опоры значения не придали. Данный нюанс припомнили только тогда, когда Эймса стали "разрабатывать", выявляя источник утечки информации, позволившей советской, а потом и российской контрразведке разоблачить аж 25 агентов, работавших на ЦРУ!
По возвращении в Союз Виталий Юрченко был награжден то ли знаком "Почетный сотрудник госбезопасности", то ли орденом Красной Звезды. Неизвестно также, продолжил он служить или был уволен в отставку в статусе почетного пенсионера. После распада СССР Юрченко вошел в состав совета директоров московского Гринфилдбанка, в котором он возглавлял службу безопасности. Потом оставил и это занятие, поселившись в Калуге.
Уважаемый гость, если вам понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Ждём вас снова на нашем канале.