От чего и как нас защищает солнцезащитный крем, что означают цифры SPF и почему те, кто обвиняют санскрин в опасности рака кожи, рискуют заболеть. Раком кожи.
Весна, солнце, тепло! Оттаиваем и наслаждаемся. Но в какой-то момент, глядя в зеркало на покрасневший нос и рассыпавшиеся по щекам веснушки, мы понимаем: солнечного света в жизни стало столько, что от него пора защититься.
Главное в деле выбора солнцезащитного крема — не попадать на форумы, где разоблачают производителей косметических средств из «сплошной химии». Человек впечатлительный, начитавшись отзывов, вполне может последовать призыву Иосифа Бродского не совершать ошибку — и не будет выходить из комнаты, пока погода снова не станет пасмурной и унылой.
Кто-то думает, что защита от солнечных лучей — заговор производителей. Кремы не защищают кожу от излучения и содержат токсичные компоненты. Кто-то истово верит в то, что солнцезащитные кремы не защищают от рака кожи, а наоборот — сами его вызывают.
От какого ультрафиолета надо защищаться
Есть три вида ультрафиолетового излучения: UVA, UVB и UVС. Самое вредное — UVC. Это короткие (100–280 нм) волны, обладающие большой энергией. К счастью, до поверхности Земли излучение этого типа не доходит, его поглощает озоновый слой.
Больше всего вредит коже UVB — излучение с длиной волны 280–320 нм. Это всего 10% от ультрафиолета, достигающего поверхности Земли. Но этого хватает, чтобы вызвать солнечные ожоги и увеличить риск рака кожи.
Излучение UVA (длина волны 320–400 нм) действует мягче: от него не бывает ожогов и покраснений, зато оно виновато в появлении веснушек, пигментных пятен и других признаков старения кожи.
Что такое SPF и откуда берутся цифры на маркировке крема
Санскрины защищают кожу от излучения UVB. И некоторые — от UVA, внимательно читайте надписи на упаковке. Они различаются между собой уровнем защиты, который обозначается аббревиатурой SPF (Sun Protector Factor) и цифрами.
Считается, что незащищенная кожа под воздействием солнечного света покраснеет уже через 20 минут. Крем с SPF 15 увеличивает этот срок в 15 раз: то есть оберегает кожу примерно 5 часов. Но на практике крем любого уровня защиты максимально эффективен лишь первые два часа. Дальше надежность снижается.
Даже SPF 50, который, в соответствии с этим вычислениями, должен защищать человека от солнечных лучей неделю (при условии, что он ни разу не сходил в душ и не окунулся в воду), рекомендуется обновлять каждые два часа.
Крем с SPF 15 блокирует примерно 93% UVB-лучей, с SPF 30 — 97%, а с SPF 50 — 99% этого излучения. Может показаться, что разница между 93, 97 и 99 процентами незначительна, но если кожа слишком болезненно реагирует на солнечные лучи, решающую роль играет даже один процент.
Ни один крем не в состоянии защитить кожу от ультрафиолета на 100%.
В яркую солнечную погоду санскрин желательно использовать всем. Летом в ясные дни даже офисный работник, выходя на обед, может получить повышенную дозу ультрафиолета. Детей младше 6 месяцев нужно скрывать от прямых солнечных лучей постоянно — держать их в тени или надевать легкую, но закрывающую руки и ноги одежду. Детская кожа особенно чувствительна к солнцу.
Что в составе и опасно ли это
В кремах есть два типа компонентов, защищающих кожу от солнца.
Физические блокаторы (наночастицы оксида цинка или диоксида титана) просто отражают солнечный ультрафиолет.
Химические блокаторы (аминобензойная кислота, авобензон, остисалат, октокрилен и оксибензон) сами поглощают излучение вместо кожи.
Больше всего в прессе боятся оксибензона. Результаты экспериментов в пробирке (in vitro) говорят о том, что теоретически он может проникать через клеточные мембраны и блокировать выработку гормонов. Но когда говорят об опасности оксибензона, ссылаются на исследования, в которых крыс принудительно кормили оксибензоном. Между тем, солнцезащитный крем мы не едим.
Недавние исследования показали, что оксибензон не может проникнуть через кожу и навредить человеку. Исключение — если у вас на него аллергия.
Сами оксибензон и авобензон безопасны для человека. Но в воде они могут разрушаться с выделением полихлорароматических углеводородов. Если их слишком много, они могут навредить экосистеме моря или реки. Правда, даже если целый город намазать солнцезащитным кремом и загнать в речку, то в воду попадет все равно исчезающе мало оксибензона и авобензона. За это загрязнение скорее отвечают разнообразные химические производства.
Но если вы по какой-то причине решили не использовать кремы с оксибензоном, то откажитесь заодно и от лаков для ногтей, гелей для волос и некоторых полимерных материалов: он там тоже есть.
Правда ли, что солнцезащитные кремы могут вызвать рак кожи?
Нет. Совсем наоборот. Санскрины защищают от самых частых типов рака кожи: базальноклеточной карциномы, меланомы и особенно — плоскоклеточной карциномы.
Откуда же тогда взялся этот миф?
Статистика о том, что люди, часто применяющие санскрины, чаще заболевают меланомой, действительно есть. Но рак развивается не в результате нанесения крема, а из-за солнца. По той же статистике, люди, которые чаще применяли солнцезащитный крем, и на солнце находились дольше остальных.
Это логическая ошибка, которую называют неполной индукцией — используя статистику, люди часто связывают между собой два явления, оба из которых на самом деле — следствия третьей причины.
Окей, убедили, теперь без санскрина никуда. Но где тогда брать витамин D?
Солнцезащитные кремы и вправду блокируют UVB — коротковолновый ультрафиолет. Но «по совместительству» UVB играет важную роль в синтезе витамина D. Поэтому некоторые эксперты даже рекомендуют проводить на солнце 10–15 минут в день и только потом наносить крем.
Хотя большинство медиков утверждают, что в этом нет необходимости. Синтез под солнечным светом покрывает далеко не всю потребность организма в витамине D. Большая часть все равно поступает с пищей (рыбой, рыбьим жиром, дрожжами, в меньшей степени — сливочным маслом и яйцами). Даже в самых солнечных регионах очень многие страдают авитаминозом D, вплоть до рахита — он совсем не редкость в самых бедных странах Африки.
Если вы все же боитесь, что лишаете себя естественно образованного витамина D, можно купить его в аптеке и принимать курсами, по инструкции.
Но самое главное: нельзя надеяться на то, что крем с SPF — универсальная индульгенция, позволяющая находиться под солнечными лучами целый день. Даже если вы намазали на себя полтюбика, все равно не злоупотребляйте солнцем, особенно когда оно в зените.
Вот кому загорать совсем не рекомендуется:
- Людям, принимающим антидепрессанты, транквилизаторы, нестероидные болеутоляющие и антибиотики. Эти препараты повышают чувствительность к солнечным лучам.
- Людям, у которых много родинок (это повышает риск заболевания раком кожи).
- Тем, кому менее полугода назад сделали операцию или удалили родинку: ультрафиолет замедляет заживление, даже несмотря на солнцезащитный крем.