Найти в Дзене
Идеи для путешествий

Называли буфетчицей: 80 лет назад в СССР появилась первая стюардесса

Оглавление

80 лет назад – 5 мая 1939 года – в СССР был выполнен первый пассажирский рейс, на котором появилась стюардесса. Ею стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая.

Это сейчас стюардессы – настоящий символ гражданской авиации. А ведь когда-то пассажиры летали без бортпроводников.

Впрочем, на заре становления гражданской авиации стюардессы были не очень-то и нужны. На первых внутренних пассажирских рейсах в СССР в 1923 году (Москва - Нижний Новгород) летали немецкие «юнкерсы», которые вмещали всего четыре пассажира. И им явно было не до welcome drink, карамелек и влажных салфеток перед вылетом. Как писала газета «Культура», инструкция предписывала пассажирам следить за тем, чтобы у самолета на взлете не отлетело колесо. А если отвалилось – сообщать пилоту.

Фото: aeroflot-history.ru
Фото: aeroflot-history.ru

Только спустя десятилетие, когда самолеты стали больше, а пассажирские кресла шире, в Главном управлении Гражданского воздушного флота СССР задумались хоть о каком-то комфорте для пассажиров.

В июне 1936 года издается указ, о повышении качества обслуживания на рейсах «Аэрофлота»: с тех пор в салонах пассажирских лайнеров запрещается перевозить грузы. Более того, там постелили ковровые дорожки, сиденья укрыли чехлами, и оборудовали буфеты.

Вот только буфеты появились – а о буфетчицах забыли. Первая из них появится спустя три года.

5 мая 1939 года новейший на тот момент советский пассажирский лайнер ПС-84 взлетел с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе (более известный как «Ходынка») и взял курс на Ашхабад. На том рейсе пассажиров впервые в СССР была стюардесса. Ею стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая.

Впрочем, как писал журнал «Огонек», такой должности как бортпроводница в то время еще не существовало, поэтому девушку оформили кладовщицей, а называли по привычке буфетчицей.

Но уже тогда к ней предъявлялись особенные требования – «стюардессы» должны быть не тяжелее 52 кг и не выше 162 см.

Фото: aeroflot-history.ru
Фото: aeroflot-history.ru

Путь из Москвы до столицы Туркменской ССР в 39-м году занимал 13 часов – с двумя промежуточными посадками. В обязанности Городецкой входила закупка продуктов для пассажиров и погрузка еды на борт.

Вот как она рассказывала о своей работе:

«Техника такая: берешь большущий чемодан — чем больше, тем лучше. Кладешь туда вилки, стаканы, тарелки, продукты, которые купила под отчет в аэропортовском ресторане, ну и разную прочую мелочь, и тащишь все — килограммов сорок — в самолет. Приходишь часа за два до вылета. Если в порту запарка, если в салоне не убрано, превращаешься в уборщицу — драишь самолет до полного блеска. Потом готовишь бутерброды, закуски, а там и посадка начинается. Я обычно после взлета начинала с того, что представлялась сама, потом представляла экипаж, рассказывала о маршруте. Порядок этот утвердился с тех пор везде».

После рейса Городецкая снова проводила уборку на самолете – меняла шторки на иллюминаторах и подголовники на креслах, протирала пыль.

Самолет ПС-84 (Пассажирский самолет завода №84), на которым был выполнен первый рейс со стюардессой. Точная копия американского Douglas DC-3. Выпускался на заводе в Химках по лицензии. В парке "Аэрофлота" в 1940 году было 12 таких машин. Считался самым комфортным лайнером своего времени.
Самолет ПС-84 (Пассажирский самолет завода №84), на которым был выполнен первый рейс со стюардессой. Точная копия американского Douglas DC-3. Выпускался на заводе в Химках по лицензии. В парке "Аэрофлота" в 1940 году было 12 таких машин. Считался самым комфортным лайнером своего времени.

В течение двух месяцев Городецкая была единственной стюардессой в СССР. Позже в том же 1939 году в профессия бортпроводник в Советском Союзе была утверждена официально.

С тех пор стюардессами «Аэрофлота» стали тысячи девушек, которые работали во всех территориальных подразделениях гражданской авиации СССР.

При этом, долгое время они летали, что называется, кто в чем. Строгого дресс-кода не было. Было пожелание - светлый верх, темный низ.

Унифицированная форма появится только в 1954 году на международных рейсах. Первая форма советских стюардесс была темно-синей.

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Потом форма стала светло-синей. В 1968 году про нее Владимир Высоцкий пел: «А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса, надежная, как весь гражданский флот».

В 70-х советские люди впервые увидели плакат «Летайте самолетами "Аэрофлота"» со стюардессой Татьяной Виноградовой, которая стала самым узнаваемым бортпроводником Советского Союза.

Татьяна Виноградова. Фото: fotostrana.ru
Татьяна Виноградова. Фото: fotostrana.ru

На этой фотографии «Аэрофлот» показал, как менялась форма его бортпроводниц с 1962 года:

Фото из соцсетей "Аэрофлота"
Фото из соцсетей "Аэрофлота"

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

История Singapore Girl: как появились самые узнаваемые стюардессы в мире

50 лет назад «Аэрофлот» выполнил первый рейс в США: как это было

Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips