Найти тему
Справочник кинопижона

Городская симфония

Оглавление

У словосочетания «городская симфония» есть два значения. В первой случае, под «симфонией» понимаются авангардные полнометражные и короткометражные фильмы двадцатых годов прошлого столетия, стремящиеся запечатлеть дух и поэзию жизни в большом городе, как правило за счёт быстрого монтажа с чётким выдержанным ритмом, отсюда и ассоциации с музыкой. Во втором – все документальные и полудокументальные фильмы героем, которых является город. Право на существование имеют оба значения и речь дальше пойдёт, как об одном, так и о другом.

5 знаковых симфонических фильмов

Только время (Rien que les heures) 1926, режиссёр – Альберто Кавальканти

Один день из жизни Парижа во всем её многообразии, втиснутый в 45 минут экранного времени. Одна из первых урбанистических симфоний, не лучшая, но без сомнения достойная внимания.

Берлин: Симфония большого города (Berlin: Die Sinfonie der Grosstadt) 1927, режиссёр – Вальтер Руттманн

-2

Симфонический ответ Руттмана Кавальканти, в создании которого принимал активное участие сам Кавальканти. Монтажный шедевр, на 2 года ставший вершиной жанра городской симфонии пока Дзига Вертов не собрался с силами и не показал буржуйским Парижу и Берлину «кузькину мать» в виде «Человека с киноаппаратом».

Человек с киноаппаратом 1929, режиссёр – Дзига Вертов

-3

Бесспорный шедевр русского авангарда, самый известный фильм Дзиги Вертова, признанный журналом Sight & Sound «величайшим документальным фильмов всех времён». Фильм пользуется в среде авангардистов и документалистов по обе стороны Атлантики по-настоящему сакральным статусом. Кстати, совершенно заслуженно. Не совсем городская симфония – скорее симфония городов, так как Вертов снимал советское бытие сразу в четырёх городах – Москве, Одессе, Киеве и Харькове. Альтернативным названием «Человека с киноаппаратом» вполне могло стать «всё, что вы хотели знать о монтаже, но боялись спросить».

Новости из дома (News from Home) 1977, режиссёр – Шанталь Акерман

-4

Авангардная документалка, снятая в период с 1971 по 1973-м. На экране предстают пустынные улицы Нью-Йорка, на фоне которых закадровый голос Акерман зачитывает письма, написанных ей своей матери во время двухлетнего жития в Нью-Йорке. Акерман за счёт минимальных средств (общие планы и монотонная закадровая речь) удаётся запечатлеть на пленке, такие ускользающие вещи, как отчуждение большого города, отчуждение иностранца в чужой стране, а также показать средствами кино хайдегеровское «тут-бытие».

Мой Виннипег (My Winnipeg) 2007, режиссёр – Гай Мэддин

-5

Заслуженный фетишист немого кино Гай Мэддин снимает панегирик городу своего детства Виннипегу. Взгляд на прошлое, сочетающий фрейдистскую логику сна и признание в любви немому кино, густо замешанный на истории Виннипега. «Мой Виннипег» – трудно поддающееся классификации кино, строго рекомендованное к просмотру любителям всего необычного.

5 городов – героев симфоний

Нью-Йорк – самый большой из больших городов, к которому обращались и в ранних «симфонических» короткометражках «Манхеттен» и «Симфония небоскрёба», и потом, например, в трилогии Питера Хаттона «Портрет Нью-Йорка».

Берлин – город, который привлекал внимание кинематографистов, как в двадцатых, так и после 1945.

Лондон – герой нескольких документальных «симфоний», среди которых, к примеру, «Лондон» Патрика Кейллера.

Рим – самый старый и самый важный из город Европы. Удостоился признания в любви от Федерико Феллини в фильме с неизбитым названием – «Рим».

Париж – увидеть Париж, и снять про него кино, благо фактуры хватает – Эйфелева башня, Триумфальная арка, музей Лувр – есть, что поснимать или предпочесть поснимать что-то иное.