Найти тему
НА ГРАНИ ИСТОРИИ

Кодекс " распутства" на Руси или как можно было развестись

Первый кодекс правил развода, или как говорили на Руси «распутства» был составлен в конце XII — начале XIII века и был включен в одну из редакций « Правды Ярослава». В нем были перечислены разрешенные поводы для законного расторжения брака:

Со стороны супруга:

1. Прелюбодеяние супруги, подтвержденное свидетелями;

2. Общение жены с чужими людьми в доме без ведома мужа ( считалось угрозой её чести);

3.Покушение на жизнь мужа или соучастие в покушении;

4. Ограбление мужа или соучастие в воровстве;

Жена могла подать на развод по таким причинам:

1.Клевета мужа на жену , обвинение в неподтвержденной измене, причем муж был обязан выплатить ей компенсацию « за срам»;

2. Покушение мужа на жизнь жены;

3. если муж скрыл своё холопство или продался в него без её ведома( продавал себя в добровольное рабство)
4. "в случае, аже муж не лазит на жену свою без совета" (то есть не занимается сексом)

Так же было правило, по которому жена могла развестись в случае безвестного отсутствия мужа. Подразумевалось, что муж, ушел куда-то, и его нет несколько лет, и не известно жив он или мертв. Если его местоположение было известно, то развод не давался.

В случае, если жена уходила к другому мужчине, этот брак считался расторгнутым по её вине, а её любовник должен был выплатить штраф («продажу») митрополиту, женщину же передавали в дом церковный — к мужу она не возвращалась.

Так же поводом для развода считалось не желание одного из супругов крестить своего ребенка.

-2

Иногда поводом служила инвалидность супруга или заражение проказой, добровольный уход в монастырь мужа или жены. Но не разрешалось разводиться по причине болезни или слепоты жены.

Стоит отметить, что развод сопровождался судебным разбирательством с привлечением свидетелей и допросами. Самовольный развод без веских причин карался серьезным штрафом.

-3

К XV веку Церковь активно стремилась сократить список разрешенных поводов для развода. Православие запретило разводиться по болезни или немощи, но ввело правило развода по причине бесплодия. Церковь всячески пресекала «языческие» безбожные браки без венчания, налагала штрафы на таких супругов.

Венчанный брак церковь практически всегда отказывалась распускать. Пострижение в монашество становилось, чуть ли не единственным одобряемым способом развода в ту эпоху. В последствие ссылка жены в монастырь стала довольно распространенным явлением. Доходило то того, что представители церкви начинали возмущаться этому, так как монашество подразумевало собой добровольное служение Богу. Человек, уходивший в монахи, должен был осознавать ответственность и иметь духовное стремление к такому служению, а выходило, что женские монастыри становились просто местом ссылки неугодных жен.

-4