Симеон Бекбулатович, чистокровный татарин целый год сидел на царском престоле России. И этот трон ему уступил не какой-либо толерантный правитель вроде Екатерины II, а сам Иван Грозный, завоеватель Казани. Старик отошел от дел, взял расчет и решил отдохнуть от мирских забот. А кому еще доверить царское место, чтобы без проблем воротить его назад после «отпуска»? Правильно, татарину Симеону. Не боярам же, которые так и норовят сделать царем какого нибудь полусумасшедшего безхребетника, чтобы всласть упиться настоящей власти.
Но в реальности все было не так просто, как кажется на первый взгляд. И история прихода к власти Симеона Бекбулатовича – один из эпизодов лихо закрученной политики Ивана Васильевича.
Саин-Булат, сын Бекбулата. Так звали нашего героя до крещения. Царевич Бекбулат был благородных корней – внуком Ахмеда, хана золотой Орды и троюродным братом Шах-Али, который неоднократно занимал ханский престол в Казани. В середине XVI века Бекбулат переселился в Московское государство по приглашению самого Ивана Грозного. И при этом каждый преследовал свои интересы. Татарский царевич, чувствуя усиление позиций Москвы, решил, как и многие его знатные соплеменники, предвосхитить события и проявить благоразумную лояльность. А что делать, если в то время сам султан турецкий писал своим союзникам: «В наших мусульманских книгах пишется, что русского царя Ивана лета пришли. Рука его над мусульманами высока». Ну а московский царь лелеял надежду, что с Бекбулат станет в его руках орудием, с помощью которого он будет интриговать против пока еще непокорных татарских правителей. Вообщем, все остались при своих интересах. Понятно, что знатное происхождение царевича Бекбулата и связанные с этим политические соображения царя Ивана Грозного заставили его оказать радушный прием не только самому царевичу, но и его семье, в том числе и сыну Саин-Булату. Но не долго служил Бекбулат государю Московскому: в 1566 году его уже не было в живых, или, говоря словами царской грамоты, «голову положил он», состоя на царской службе. Говоря иначе, пал на ратном поле и, вероятнее всего, во время литовских походов.
С этого момента начинается восхождение его сына Саин-Булата, получившего после крещения имя Симеона Бекбулатовича. Смена веры произойдет позже, а пока полный амбиций молодой человек мечтал хоть чем-нибудь проявить себя на государевой службе. Иван Грозный явно благоволил к этому татарскому семейству, а иначе сделал ли бы он столь щедрый жест, посадив в конце 1560-х годов Саин-Булата на ханский престол в Касимове?
Касимовское ханство, располагавшееся когда-то на землях современной Рязанской области, считалось полноценной мусульманской державой, лежащей под самым боком Москвы. Правда тогда это была окраина, а сам Касимов – марионеточным государством, стоявшим на страже восточных рубежей Московского государства. Причем татарские правители Касимова участвовали в большинстве военных походов, в том числе и на Казань. А касимовский правитель Шах-Али с московской подачи неоднократно занимал ханский престол в самой Казани.
Итак, Саин-Булат стал касимовским ханом и получил «на кормление» хотя и небольшое, но настоящее государство. Впрочем Иван Грозный не был бы Иваном Грозным, если не представил бы к нему надежного дозорщика и контролера в лице одного московского боярина. Доверие надо было оправдывать, и Саин-Булат как и все его предшественники на ханском посту оружием защищал интересы Москвы, как на востоке, так и на западе. Касимовское войско шло в самое огонь и пекло, но татары не роптали – дело привычное!
В походе на шведов в конце 1572 года произошла большая неприятность. Саин-Булат руководил не только татарскими отрядами, а был предводителем всей московской рати, первым воеводой так называемого «большого полка». Из-за того, что не удалось вовремя собрать разрозненные отряды, русские получили удар от шведов такой силы, что Ивану Грозному пришлось склонится к миру со шведами. Победная поступь главнокомандующего – Саин-Булата была остановлена. Чтобы загладить свою вину перед царем, в 1573 году он принимает православие и меняет имя на Симеона Бекбулатовича. Впрочем существовал и вторая версия – татарский царевич с самого раннего детства жил среди русских и смена веры произошла по велению души.
Понятно что став христианином он потерял право на трон мусульманского Касимова. Иван Грозный начал подыскивать для своего фаворита разные варианты – все же хан, хоть и бывший! И, в конце концов, нашел самый подходящий … уступил ему свое место! Это произошло в октябре 1575 года.
На первый взгляд нелепость, стечение обстоятельств, причуда сановника, но у Ивана Грозного – коварного и хитрого правителя ничего не происходило случайно. Разобравшие «до косточек» это событие историки, выдвинули несколько версий случившегося. Согласно первой, таким образом он пытался избежать боярской смуты, говоря иначе, измены. Смещать, а значит непременно казнить его было за что. Иван IV прекрасно знал об этом и даже в тайне готовил «план Х» - побег в Англию. А теперь согласно новому раскладу «Государем великим, князем всея Руси» становился Симеон Бекбулатович, а Иван Грозный превращался в обыкновенного удельного князя. К нему отошли Псков, Ростов, Дмитров, Ржев, Зубцов и Старица. Всей остальной Русью правил Симеон Бекбулатович. И правил всерьез, по-настоящему – со своими указами и пожалованиями и даже чеканил монеты с собственным ликом. А Иван Грозный писал на имя царя Симеона челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси Иванец Васильев со своими детишками, с Иванцом, да с Федорцом челом бьют». Бывший царь как милости просил дозволения набрать себе новый двор и новых слуг.
Но самое главное, что у Грозного теперь были развязаны руки. Как удельный князь он мог творить что хотел, например, казнить «заговорщиков» в своем уделе. И никакая Боярская Дума ему теперь не указ!
От финансовых кризисов страдали не только сейчас, но в те стародавние времена. Бесконечные войны Ивана грозного подчистую разорили казну. А в это время богатая православная церковь со своими обширными монастырскими землями не платила налогов и это очень «напрягало» Ивана Васильевича. Пойти в открытую против церкви он не мог, а свои планы по экспроприации церковных ценностей можно было обделать руками татарского князя. Это была вторая причина.
По третьей версии Иван Грозный таким образом отомстил своему сыну, который якобы претендовал на его престол. Еще в 1570 году он принародно объявил, что намерен лишить сына прав на трон и сделать наследником принца датского, Магнуса. В принципе так и вышло, но вместо Магнуса власть получил Симеон Бекбулатович.
Ну и согласно последней версии Иван Грозный, будучи человеком суеверным хотел обмануть судьбу, избежав предсказания своего лекаря Елисея Бомелея. Тот объявил, что в 7084 году от сотворения мира, то есть с 1 сентября 1575 года по 31 августа 1576 года, российский повелитель умрет. Как раз это год правления Симеона-Саин-Булата, который таким образом взял на себя отрицательную «карму» Ивана Грозного.
Что же было на самом деле, теперь не узнать. В 1576 году грозный правитель вернул себе свой трон и шапку Мономаха, которая по словам русского историка Н.Карамзина по большой нелепости была возложена «на голову татарина».
А что стало с Симеоном Бекбулатовичем? Через два года его сослали из Москвы и дали ему в управление Тверь и Торжок. В правление Бориса Годунова Симеон был лишен удела; он обеднел, ослеп (или был ослеплен) и жил в скудости. После избрания на царство Бориса Годунова, противники его повели агитацию в пользу Симеона, и напуганный Борис сослал того в отдаленный город. Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Умер Симеон Бекбулатович 5 января 1616 года, находясь в Симоновом монастыре в Москве, где и был захоронен рядом со своей супругой.
Сохранилось предание, что царь Иван Грозный в последнюю ночь перед штурмом Казани слышал звон колоколов Симонова монастыря. Там же завершил свой жизненный путь татарский царевич, временный князь всея Руси Симеон Бекбулатович. Не правда ли символично? И было ли все это случайностью? Кто знает. Прошлое хранит еще много тайн.
Азат Ахунов
TatarLand
Похожие материалы:
Был ли казанский хан Мухаммад-Амин агентом Москвы?
Чья ты, шапка Мономаха?
Был ли арап Петра I арабом?