Сразу замечу, что дальше речь пойдет именно о сравнении вышедшего фильма с его книжным предшественником. Мне никак не удается рассматривать экранизацию как отдельное произведение, хотя именно такой подход, наверное, был бы единственным верным в данной ситуации.
Начнем с того, что известие о выходе фильма настигло меня во время прочтения книги и отнесения ее к списку любимчиков. Что и говорить, антиутопия о мире, в котором настолько не осталось ничего хорошего, что есть только один выход – сбежать в альтернативную реальность, покорила меня с первой же страницы. И, соответственно, от кино ожиданий было не меньше. Но уже трейлер и первые кадры из предстоящей премьеры немного поколебали мою уверенность.
Если кто-то не знаком с сюжетом, то сперва сделаю короткий экскурс. Мир, в котором разворачивается действие, погибает из-за энергетического кризиса, большая часть населения планеты находится за чертой бедности. Потому создание компьютерной игры OASIS и ее последующее развитие до уровня полноценной альтернативной реальности стало настоящим спасением – отныне вся жизнь проходит внутри. И кончина создателя игры Джеймса Холлидея, который оставил после себя пасхальное яйцо с завещанием, стала беспрецедентным событием. Согласно его последней воле, первый прошедший «квест Анорака» и отыскавший яйцо игрок получит многомиллиардное состояние, управление компанией и самим ОАЗИСом. С этой минуты начинается Охота – великая битва на смерть.
А теперь поговорим о фильме. Первая же сцена – гонка за ключом. Который, на минуточку, уже был обнаружен одним из пасхантеров, но для его получения необходима победа. И в этой гонке участвует все население ОАЗИСа, включая пятерку главных героев, которые вообще-то должны бы познакомиться гораздо позже и при совсем других обстоятельствах. Вот так вот на первых же минутах были разрушены все надежды фаната книги.
После этого фильм уходит все дальше и дальше. При создании экранизации напрочь проигнорировали культ 80-х годов, так бережно возведенный Эрнестом Клайном через его героя Холлидея. А ведь это самая главная и гениальная задумка, на которой построено произведение. Все экранные квесты Анорака поверхностные и банальные, опущены многие ключевые моменты вроде прохождения игр на автоматах эпохи прошлого века или погружения в мир культового кино.
Спилбергу удалось исковеркать даже идею фильма о важности командной работы – этому посвящен очень важный эпизод книги с Хрустальными Вратами, совсем по-другому поданный в экранизации. По итогу вместо увлекательной и разноплановой истории зритель получил обычный боевик, вместо философской концепции – немотивированную беготню героев на протяжении почти 2,5 часов. Зато любовная линия, имевшая в книге хоть и важное, но второстепенное значение, стала едва ли не центральной.
Однако если такое наплевательское отношение к моему книжному фавориту еще можно было как-то не простить, но хотя бы стерпеть, то актерский состав стал последней каплей. Очарование оригинального «Игрока» - в его нешаблонности от самого сюжета до героев, которые уж никак не могли претендовать на размещение своих фото на обложках глянцевых журналов (разумеется, до победы в Охоте). Но те же персонажи, воплощенные на экране, действительно неприятно поразили. Мало того, что еще меньше на роль Уэйда-Парсифаля, чем Тай Шеридан, мог подойти бы только, пожалуй, Тимоти Шаламе, то и Арт3миде с таким подходом можно сразу было бы дать внешность Лили Коллинз. Хотя Лина Уэйте стала приятным сюрпризом – она идеально передала типаж книжного Эйча.
Вот так Голливуд подмял под себя по-настоящему шедевральное произведение, сделав его очередным шаблонным боевиком.