То ли мальчик, то ли мужчина, возраст понять в предрассветном тумане над Гангом не удаётся, не спеша подплывает к нам, пришвартовывает лодку, ловко спрыгивает, бодро и весело представляется: - Мунбаба. Время около 6. Темно и прохладно. Садимся. Отплываем. Мунбаба запевает песню. Молчим.
- Петь – очень хорошо. Хочешь подумать – пой. Хочешь взбодриться – пой. Грустно? Да-да, тоже пой. Петь очень хорошо. А вы откуда?
- Беларусь.
- Не-а, не знаю Беларусь. Далеко?
- Около Украины, Литвы, Польши, России…
- О! Россия знаю. – улыбается. – Любите путешествовать?
Сонно киваем: - Ага.
- А я в этой жизни не буду путешествовать. Может быть в следующей…- мечтательно говорит наш новый знакомый.
- Как? Почему??? – сразу просыпаемся мы.
- В этой – работать. В следующей, если повезет, - отдыхать. Карма.
Пораженные таким ответом и спокойствием, с которым это было сказано, плывем дальше. Солнце начинает медленно подниматься над рекой. Становится светлее, мы понимаем, что жизнь уже вовсю кипит. Вот группа седых старичков совершает утреннее омовение на древних гхатах – ступенях, ведущих прямо к воде. Рядом женщины в сари что-то обсуждают, рассевшись как разноцветные капельки все на тех же ступенях. Мудрый садху проплывает совсем рядом, совершенно не обращая на нас никакого внимания. Милый малыш старательно чистит зубы палочкой и тут же, забыв о своем занятии убегает за собакой. Мунбаба хитро улыбается и смотрит на нас.
- Нравится?
- Даааа. Очень! Так красиво! Так интересно! – штампованно отвечаем мы. А в голове в это время куча вопросов, миллион мыслей.
- Я люблю Варанаси. Я все тут знаю. Хотите на другой берег?
Но мы туристы подготовленные и знаем, что на другом берегу жизни нет. За все время существования Варанаси никогда не было ни одного строения на противоположном берегу Ганга, позволяют себе жить там только отшельники-агхори, ибо остальные верят, что на другой берег переправляются лишь души умерших.
Едва успеваем подумать мы...
В такие моменты, даже если вы не суеверны, становится немного не по себе. Как представишь, что за сотни лет никто не осмелился нарушить этой веры, начинаешь верить и сам. Но вот мы уже на другом берегу. Строений здесь и вправду нет. Как нет и агхори. А вот людей предостаточно. Тут развернулся целый базарчик с подношениями и самой простой едой. Мы сходим с лодки.
- Пойдемте, я вас чаем угощу. – говорит Мунбаба.
Прибывая в шоке, что мы оказались на запретном берегу, соглашаемся. А в голове возникает мысль: а воду они откуда для чая то тут возьмут? Из реки?
- Мунбаба, а что все эти люди тут делают? Сюда же нельзя…
- Сюда приезжают развеивать прах. Даже если твое тело не было сожжено в Варанаси, развеять пепел над Гангом – уже хорошо. Со всей Индии приезжают. А эти – указывает на торговцев - просто работают, им любая работа нужна.
Подает нам наш масала-чай в маленьких картонных стаканчиках. Символично чокаемся: - Чиарз! – смеемся. Мунбаба достает сигарету.
- Вообще, я не курю. Только когда приезжаю сюда. Тут спокойно, можно отдохнуть. Знаете как я зову этот берег? – И не дожидаясь ответа весело отвечает: - Гоа.
И вправду, Гоа… Пустынный песчаный пляж и пару рядов торговцев. Но легко судить человека, который нигде не был и никуда не собирается. В его мире это и есть Гоа. Обитель свободы, где можно выкурить сигарету и посидеть в одиночестве или с друзьями на берегу. Допиваем чай и садимся обратно в лодку.
- Варанаси известен тремя вещами – это кремация, шелк и бханг. – словно гид заявляет наш лодочник.
Если про кремацию знают все, то про шелк и бханг нет. Но, узнав пару фактов, все становится очевидным.
Великий шелковый путь проходил через территорию Индии, где шелк обменивали на диковинные специи. Позже научились изготавливать его самостоятельно и достигли в этом деле огромных высот. Шелк полюбили, а так как был он удовольствием не дешевым, то надевали и использовали его только по особым случаям. В Индии особых случаев много и связаны они в основном с религией, соответственно и главными носителями шелка стали брахманы. Вот так и вышло что самый священный город стал знаменит своим шелком.
Про бханг история другая. Дело в том, что в Варанаси и других священных местах весьма лояльно относятся к разного рода психотропным веществам. Все потому, что создатель Шива сам любил их употреблять, а кто станет запрещать что-то богу и людям, к нему стремящимся? Поэтому до сих пор, например, бханг ласси официально можно выпить в священный праздник Холи.
- А ты пробовал бханг? – с любопытством спрашиваем мы.
- Однажды…
Мунбаба понимает, что мы ждем продолжения истории и так просто от него не отстанем.
- Это было один раз. – повторяет он. Я ничего не знал. Мой друг решил подшутить надо мной. Заказал мне спешл ласси, пока я не слышал. Я съел все с большим удовольствием, люблю ласси. Через полчаса я просто начал смеяться со всего! А мой друг с меня! Дальше ничего не помню. На следующее утро мама кричала, папа кричал. Если я еще раз так сделаю – все! Чало Пакистан!
Мы рассмеялись с последней фразы, которая дословно значит «Вали в Пакистан». Но это только звучит смешно. На самом деле в этой истории одна сплошная боль и грусть. После распада Британской Индии в 1947 году одна страна была разделена на два государства. В ходе этих событий около 12 млн людей были вынуждены покинуть свои дома и переселиться. Около 1 млн человек погибло, что испортило отношения между двумя государствами изначально. Борьба идет за принадлежность территории Кашмир, и она настолько серьезная, что во время нашего пребывания в Варанаси была внегласно объявлена ядерная готовность. К счастью, в этот раз все уладили без уничтожения половины земли. Но сам факт, что в любой момент это может случится в современном мире, заставляет задуматься и переоценить, как минимум, свое отношение к жизни…Hoу чили – ноу кари, как говорит наш лодочник.
- Мунбаба, а где можно купить спешл ласси?