– Николай Максимович, а правда, что первое, за что вы взялись в Академии, – это реконструкция столовой?
– Вы знаете, я понимаю такую вещь, что вас воспитывает не только мама, которая вам говорит какие-то правильные слова, папа, бабушка, вас воспитывает все: то, как накрыт стол, что вас окружает, какой у вас подъезд, в какую школу вы ходите и так далее. Это все формирует человека.
Потому, когда я пришел в это легендарное учебное заведение, – и я уже миллион раз это подчеркивал, оно жило без меня и будет жить без меня, но у меня есть шанс это все изменить в лучшую сторону, как мне кажется, ведь на все есть два взгляда.
Мне бы хотелось показать наивысшую степень служения искусству, объяснить детям, что бывает вот так. Понятно, что дети приходят из разных социальных слоев, «из разных детских», как писал Набоков. И моя задача их всех объединить в какое-то русло и дать понять, что да, может быть так было, но вы должны понимать, что должно быть вот так, что есть какой-то идеал и, может быть, я не смогу вам его предоставить с начала, но я могу вам показать, что можно и так.
Конечно, очень сложно с тем количеством ограничений исправить что-то. Даже в той же столовой, ведь у нас есть ряд продуктов, которые мы бы хотели детям дать, но мы не имеем права, потому что они не проходят ГОСТы и запрещены, потому что не может это быть в питании детей.
Я начал еще с того, что стал нормализовать общежитие. Катастрофическая была ситуация, по восемь человек жили в комнате.
Все-таки мы живем в XXI веке, и я знаю, как много средств выделяет государство на все. Да, этих средств всегда будет не хватать. Я не знаю ни одного руководителя, ни одного человека, который бы сказал, что 20 миллиардов ему достаточно, нет, ему нужно тридцать. Будет тридцать, понадобится сорок, всегда будет мало.
Средства выделяются, но их хочется потратить туда, куда надо. Я обошел очень много кабинетов, где-то мне добавляли, где-то мне объясняли, что невозможно. Но, к счастью, получилось все это сдвинуть и на сегодняшний день не стыдно за эту школу. Я в любой день могу принять любую делегацию, показать что угодно, мне вообще не стыдно за мою работу.
И потом, что еще подразумевает должность ректора. Вы идете на выборы, и для того чтобы пройти выборы, вам надо написать программу, эту программу утвердить в министерстве, ознакомить с ней коллектив, потому что за вас будет голосовать абсолютно весь коллектив от ректората, заканчивая уборщиками, все. И все, что я написал в своей программе, я закончил за три года. У меня срок истекает к первому ноября, но я все закончил, я давно все сделал, мне не стыдно ни за что. Все, что я обещал, люди получили сполна.