Именно The Beatles создали "долгоиграющую" британскую традицию появления в Англии мелодичных, гитарно-ориентированных поп-групп, традицию, которая обновлялась и обновлялась время от времени новыми музыкальными течениями. Однако, термин "бритпоп", относится к громадному количеству групп 90-х годов, которые более, чем когда-либо прежде, сознательно копировали эту традицию.
Хотя движение зародилось в недрах британской инди-сцены, бритпоп был беззастенчиво коммерческим. Музыканты, относившиеся к этому субстилю, подсели на крючок гламурной звёздной жизни поп-идолов. Им казалось, что они создают саундтрек к жизни нового поколения британской молодежи. Именно к ней музыканты бритпопа аппелировали, её жизнь, её культуру и её музыкальные увлечения прославляли и комментировали, мало заботясь о том, не сделает ли эта специфика их менее привлекательными для американской аудитории. Молодой задор и желание бритпопа быть признанным, были реакцией не только на застенчивых, антизвездных персонажей групп субстиля shoegaze начала 90-х годов, но и на суровость американского гранжа и безликость растущего электронного танцевального андеграунда.
Музыкально бритпоп черпал идеи в основном из музыки "Битлз", но не забывал и другие источники, в том числе пасторальное звучание конца 60-х годов, движение мод (The Who, The Small Faces), глэм 70-х (David Bowie, T. Rex, Roxy Music), панк и "новую волну" (The Jam, Buzzcocks, Wire, Madness, XTC, Squeeze, Elvis Costello) и альтернативный гитарный поп The Smiths. Все эти артисты были типично британскими - они создавали свои образы, тексты и звуки в рамках британской системы отсчета, И бритпоп перенял у них эту черту.
Помимо этих влияний, бритпоп имел самые непосредственные корни в субстиле "madchester", делавшем ставку на оптимизм и запоминающиеся мелодии в обход эстетики "shoegaze". Но, хотя непринужденные поп-хуки и манеры рок-звёзд от "The Stone Roses" были важной частью бритпопа, всё же настоящими отцами-основателями субстиля стали музыканты группы Suede.
Выпущенный в 1993 году, их одноименный дебют с его слиянием помпезности глэм-рока и рефлексии The Smiths стал неожиданным хитом . Suede открыли двери для еще большего прорыва в 1994 году для Blur (альбом "Parklife") и Oasis (альбом "Definitely Maybe"), которые быстро стали двумя самыми популярными суперзвездами бритпопа. Их успех привел к головокружительному успеху групп, имевших те же источники вдохновения. Среди них можно отметить Elastica, Pulp, Supergrass и Boo Radleys.
Однако в США единственной бритпоп-группой, ставшей настоящей звездой мейнстрима, был Oasis в 1996 году. 1997 год принес первые сигналы о том, что бум Britpop начинает выходить из моды. Третий альбом Oasis получил неважные рецензии, Blur начали двигаться к американскому инди-року. А также начала существенно расти популярность и монетизация Radiohead после выхода их третьего альбома "OK Computer". Вскоре новые группы объединили настроение Radiohead с лирикой Oasis в комбинацию, подхваченную всеми, от Coldplay до Kasabian. И это стало основным британским альтернативным звуком нового тысячелетия.
Ответ же на вопрос, заданный в заголовке заметки, будет следующим. Переняв внешние формальные черты музыки великой группы, музыканты бритпопа не смогли точно уловить её дух и приблизиться к тому влиянию, которое оказали The Beatles, на развитие популярной музыки. В итоге остались забавным и достойным, но всё-таки, на мой взгляд, локальным явлением.
видео канала oasisVEVO
видео канала Suede Official
видео канала PulpVEVO