Двойной вкладыш Турбо №112 был птицей редкой и ценной, менялся минимум на два, а то и на целых три обычных вкладыша. Но сами автомобили вызывали противоречивые чувства, особенно у тех, кто не читал «За Рулём» и не знал о легендарной марке английских спортивных и гоночных автомобилей.
Фальшивый жёлто-зелёно-голубой фон придавал минималистичному клиновидному купе какой-то бледный вид. Решение заменить исходный студийный фон (см. фото ниже) очень сходный, но совершенно иного качества, было неудачным. Нижняя же фотография с чёрным кабриолетом, была с одной стороны, на порядок интереснее за счёт естественного фона, с другой — совершенно не сочеталась с верхней фотографией. В этом плане, общая художественная ценность Турбо №112 была существенно ниже замечательного двойного вкладыша с Jaguar XJS.
Эх! Если бы мы знали тогда, что это за автомобили! Но в те времена нами ценились только 2 параметра: крутизна и максимальная скорость.
О машине
Лотус обитает где-то в ощущениях, где-то в душе. Несмотря на совершенно чёткую техническую направленность, невзирая, как это ни странно, на вторичность дизайна (хотя это, понятно, спорно), Лотус больше в душе и ощущениях, чем в цифрах, мощности, секундах ускорения, временах круга. Ты просто чувствуешь его абсолютное инженерное превосходство, ты просто знаешь, что он идеален.
Говорить о нём можно очень долго, пересказывать историю создания, факты, сожалеть о том, что нет больше сегодня таких машин… Но лучше всего обратиться к прессе того времени, когда герой нашего сегодняшнего сюжета был на пике своей формы. Лучше всего о Lotus Esprit нам расскажет его дуэль-тест с Ferrari 308GTB журнала CAR Magazine из июньского номера за 1981 год :
Simply speaking, its roadholding makes it among the two or three fastest-cornering road cars. It negotiates corners, fast or slow, measurably better than the Ferrari.
Проще говоря, то, как он держит дорогу, делает его одним из двух или трех самых быстрых на кривой дорожных машин. Он «договаривается» с поворотами неизмеримо лучше, чем Феррари.
«Prize Fight», CAR Magazine, June 1981
Ferrari 308GTB выбрана не случайно. Сходные цены, динамика, форм-фактор, даже внешность делали эти машины прямыми конкурентами на рынке конца 70х начала 80х. Дуэль говорила о признании. Лотус активно прогрессировал. Дни, когда британскую фабрику можно было назвать гаражной стройкой уже прошли. Небольшая, но очень серьёзная компания перешла в элитный класс. Теперь не только на формульной трассе, но и на обычной дороге Лотусы могли бросить вызов Феррари и победить!
К сожалению, я пока не могу передать свои собственные чувства от управления Лотусом. Поэтому обращусь к виртуозному пассажу от Car Magazine:
Если проявить особенную настойчивость — например, выходить на пределе из медленной кривой под полной тягой, Лотус коротко скользнёт задними колёсами. Даже если по-дикарски дросселировать или ударить по тормозу момент скольжения будет настолько ясен и короток, что коррекция вряд ли потребуется. И, конечно, недостаточная поворачиваемость появляется при минимальном ослаблении газа. Это не просто не просто «рубильник для затягивания носа», это инструмент, обеспечивающий удивительно точный контроль буквально в градусах.
«Prize Fight», CAR Magazine, June 1981
Загадки Турбо
Настоящей загадкой вкладыша №112 является чёрный кабриолет Lotus Esprit «JPS-Cabrio». Lotus Cars никогда не занимался производством открытого Эсприта! Несколько автомобилей, их можно пересчитать по пальцам, были построены небольшими компаниями и мастерскими. Например, машина с фотографии сверху. Но среди числа известых машин нет той, что попала на вкладыш.
К сожалению, этот ребус мне разгадать так и не удалось. Если кто-то знает об этом автомобиле хоть какие-то данные или располагает исходным фото, прошу поделиться ценной информацией.
Характеристики
Хорош был Эсприт! Оцинкованная хребтовая рама — комбинация из сварных коробчатых форм спереди и трубчатого пространственного каркаса — сзади, лёгкие стеклопластиковые панели кузова, 4х цилиндровый двигатель позволяли ему оставаться очень лёгкой машиной и полностью соответствовать завету Чэпмена. Не поражающий мощностью двухлитровый Эсприт был машиной значительно более быстрой, чем большинство конкурентнов, благодаря прекрасному балансу.
Характеристики вкладыша полностью соответствуют атмосферному Lotus Esprit S3. Но нестыковка, всё же есть. На фото — машина с окрашенными в цвет кузова бамперами. Что позволяет предположить, что мы видим самую последнюю итерацию Lotus Esprit HC, оснащенную двигателем type 912 HC с увеличенной степенью сжатия. А её мощность была уже не 162, а 180 л.с.
Факты
- В фильмах о агенте 007 — «Шпион, который меня любил» и «Только для твоих глаз» используются разные поколения Esprit: в первом — S2, а во втором — S3
- Третье поколение — S3 (1981-1987) — последняя машина с дизайном от Джуджаро, затем он был основательно переработан дизайнером Питером Стивенсом ;
- Снятый с производства в 2004 году Эсприт разошёлся по миру в количестве 10675 штук, но остался без наследника. Прототип Этна, сходный с ним по размеру и общему восприятию, в серию не пошёл.
В играх
Отличная реализация Lotus Esprit HC присутствует в консольной игре Grand Turismo 4. Кроме того, удалось найти скриншоты отличного качества во всех смыслах. Тем не менее, для меня более важно присутствие этой машины в другой, ранней игре…
Одна из самых интересных, продуманных и крутых игр для бытового компьютера ZX Spectrum называется Turbo Esprit. По названию нетрудно догадаться, что главным героем игры стал герой нашего сегодняшнего рассказа.
Эта игра для нас была настоящим прообразом GTA! По сюжету, офицеры специального отдела полиции разъезжают на этой машине по улицам четырёх городов, охотясь за преступниками, стараясь не допускать аварий с гражданскими машинами и не давить пешеходов.
Я до сих пор не могу понять, как ребята из Durell смогли упаковать 4 города в 48 килобайт памяти!
Модельки
По понятным причинам, найти модель Lotus Esprit легче в варианте «Джеймс Бонд — Только для твоих глаз». Но я уже писал о низ в предыдущей турбо-статье. К счастью разнообразия добавляет производитель AutoArt, который выпускает великолепный чёрно-золотой Лотус в масштабах 1/18 и 1/43.
P.S.
<<Хочешь скорости — добавь лёгкости>>
Гениальная фраза Колина Чэпмена, настоящий девиз, который Лотус нес через все времена и сохранил до дня сегодняшнего — «Хочешь скорости, добавь лёгкости.» в русском переводе звучит гораздо поэтичнее и ближе к сути, чем даже в оригинале «Performance through lightness» («Эффективность через лёгкость»).
Именно некая нелогичность русской версии (как можно добавить «лёгкости»?) — добавляет шарма и живо рисует в воображении процесс создания гоночных автомобилей Сэром Чэпменом.
Но, оказывается, англоязычные энтузиасты марки, также как и мы, видят в этом простом девизе нечто большее. Восхитительную ассоциацию подкидывает Jalopnik, иллюстрируя свою трактовку уникальной фотографией.
It’s nothing to do with pencil-thin suspension pieces or cross-drilled aluminum parts and all to do with having British supermodel Twiggy (foreground, sullen), who weighed 90 pounds in her modeling days, hang out in the team’s garage as their lucky charm.
Это не имеет никакого отношения к тонким, как карандаш, элементам подвески или перекрёстно просверленным алюминиевым деталям, а связано только с тем, что британская супермодель Твигги (угрюмая на переднем плане), которая весила 41 килограмм в свои модельные дни, ошиватся в гараже команды как их счастливый талисман.
Jalopnik «Preformance through lightweight explained»