Найти тему
Наш край

Особенности собрания сочинений И. Науменко

Оглавление

Динамичное развитие общества вызывает необходимость в научно ком­ментированных изданиях писателей-классиков белорусской советской ли­тературы XX в. как определяющих национальный литературный канон. К числу таких изданий относятся собрания сочинений, позволяющие до­стичь глубокого понимания личности автора, своеобразия его творчества.

Были выпущены или продолжают выпускаться собрания сочинений Я. Купалы, Я. Коласа, И. Шамякина, В. Короткевича, М. Танка и др.

В 2012 г. на базе издательства «Мастацкая літаратура» было начато из­дание собрания сочинений в 10-ти томах белорусского писателя-классика, уроженца Гомельщины Ивана Яковлевича Науменко (1925-2006 гг.) — про­заика, драматурга, литературоведа, автора рассказов, повестей, романов, научных работ по проблемам становления и развития белорусской литера­туры. Многие его произведения переведены на другие языки.

В состав редколлегии вошли известные ученые и специалисты С. С. Лавшук, А. А. Лукашанец, В. П. Журавлев, П. И. Науменко, И. М. Шаладонов, Т. И. Шамякина, В. А. Шнип.

Данное собрание сочинений является первым научным изданием творче­ского наследия И. Науменко. Сюда вошли все произведения писателя, в том числе и те, которые никогда не публиковались, научные монографии и ста­тьи, интервью, публицистика, а также часть личной переписки автора. При жизни И. Науменко его собрание сочинений выходило только один раз в 6 томах в 1981-1982 гг.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

Согласно своему типу рассматриваемое собрание сочинений является научно-массовым изданием. По сравнению с прижизненным собранием оно дополнено новыми произведениями автора, которые ранее выходили только на страницах периодических изданий.

Все произведения в данном издании расположены согласно жанрово­хронологическому принципу, то есть произведения разбиты между собой на группы согласно их жанрам, а внутри каждой отдельной группы они объ­единены в соответствии с хронологическим принципом.

По томам произведения разделены следующим образом:

том 1 — рассказы и зарисовки 1954-1972 гг.;

том 2 — рассказы 1974-2006 гг.;

том 3 — повести 1957-1996 гг.;

том 4 — повести 1991-2000 гг.;

том 5 — романы «Сасна пры дарозе» (1962 г.), «Вецер в соснах» (1967 г.); том 6 — романы «Сорак трэці» (1973 г.), «Смутак белых начэй» (1979 г.); том 7 — повесть «Капитан степь уходит в разведку» (1982 г.), романы «Летуценнік» (1983 г.), «Асеннія мелодыі» (1987 г.);

тома 8-9 — литературоведческие и критические книги, литературно — критические и публицистические статьи И. Науменко;

том 10 — пьесы, документальные произведения, стихотворения, воспо­минания, дневники, переписка.

Одним из основных вопросов, которые стоят перед специалистами, за­нимающимися научным изданием наследия писателя-классика, является достоверность авторских текстов, их соответствия творческой воле автора. В данном собрании сочинений за основной текст принято прижизненное собрание сочинений в 6-ти томах И. Науменко, в некоторых случаях — сборники, журналы, автографы, отдельные издания произведений.

Достоинством собрания сочинений выступает большое количество про­изведений, включенных в издание данного вида впервые. Например, к числу таких относятся рассказы «Два студэнты», «Тая самая зямля», «У добры час», «Першы спектакль», «Хатняе зайчанё», «Трохі пра Якуба Коласа», «Як купіць аўтамашыну» и др.

Собрание сочинений содержит следующие элементы научно-справоч­ного аппарата: комментарии, сопроводительные статьи, указатели.

В комментариях приведена информация о рукописных и печатных ис­точниках текста, дата и место первой публикации, вопросы датировки про­изведений, история текста, отзывы современников автора. Отдел коммента­риев совмещен с отделом других редакций, что достаточно распространено для собрания сочинений, в отличие от полного собрания сочинений, где это два разных отдела. Отличительной чертой данного собрания сочинений яв­ляется то, что приводятся не все имеющиеся авторские редакции, а только наиболее значимые в художественном отношении, обнаруженные в процес­се сверки текста с рукописными и печатными источниками, а также отдель­ные случаи правок разговорно-стилевого характера, которые отражают ра­боту писателя над уточнением своих произведений.

Продолжение читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.