Гомельский губотдел по делам музеев, созданный в 1919 году, “ставил себе главной задачей в Гомеле основать Дворец пролетарской культуры с музеями, студиями, лабораториями, библиотеками и народными аудиториями”. Для его размещения предназначалось здание дворца Паскевичей, центральная часть которого была разрушена во время Стрекопытовского мятежа. Решением коллегии губоно 27 июля 1919 года “народному парку и замку быв. Кн. Паскевич присвоено название имени А. В. Луначарского”.
Несмотря на то, что была составлена смета на восстановление пострадавшего от пожара замка, денег на реставрацию Наркомпрос не выделил. Официально художественно-исторический музей имени Луначарского был открыт 7 ноября 1919 года в правой башне дворца и правой галерее, уцелевших во время мятежа. Как сказано в одном из отчетов, “музей работает с 1919 г. будучи открыт Наркомпросом т. Луначарским”. Музею также были переданы часовня и усыпальница, где имелись “иконы хорошей мозаичной работы”.
В это же время комиссия губплана провела осмотр центральной части здания с целью проведения ремонта. Стоимость его была оценена в 130000 золотых рублей. При этом указывалось, что помещения могли быть использованы под музей, картинную галерею, второй этаж — под библиотеки и читальни, а центральную часть предлагалось отдать под театр с залом до 1000 зрителей. Отмечалась необходимость срочно “изыскать средства для восстановления и сохранения погибающего здания, т. к. неизбежен обвал”.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!
Письмо завмузеем Я.С. Розенблюма в губоно о взимании платы с посетителей музея. 1923 год
Неразбериха в управлении дворцом и парком привела к тому, что Президиум ВЦИК в октябре 1921 года принял постановление о передаче музея и парка Горецкому институту сельского хозяйства. На коллегии губоно представитель института профессор Кайгородов заявил, что музей не может быть сохранен в прежнем виде, поскольку “в нем находятся случайные реликвии. Институт преобразует его в сельскохозяйственный, быть может некоторые ценности придется перевести в другой город”. На что заведующий губоно ответил, что польза музея “очевидна и оценена посетившими его представителем ВЦИКа тов. Калининым и Наркомом просвещения тов. Луначарским. Упразднение музея недопустимо. Этот музей центр ценит и пополняет…” На следующий день в Москву была направлена телеграмма за подписью заместителя председателя губисполкома Селиванова: “Губисполком против передачи музея… Губисполком изыскал для ремонта 100 млн. руб…”.
Отчет заведующего музеем И.А. Маневича о работе музея с ноября 1919 г. по февраль 1921 г.
Постановлением Президиума ВЦИК от 23 января 1922 года парк и дворец князя Паскевича в Гомеле были объявлены народным достоянием. Для ремонта требовались средства, и местные власти принимают решение о продаже части вещей “немузейного характера” из дворца Паскевичей. Губоно заключило договор с инженерами Поповым и Пастуховым о проведении ремонта. По окончании ремонта им были переданы в качестве оплаты согласно оценочному акту вначале 14 предметов на сумму 13500 миллионов рублей, затем — на 16634 миллионов. Чтобы представить, в каких количествах передавалось имущество, приведем один пример. Первым в акте значился столовый фарфоровый белый сервиз с золотым окаймлением с гербами фабрики братьев Корниловых из 306 предметов, стоимость которого составляла 1158 миллионов рублей.