«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. Сухомлинский.
В данной статье мне хотелось бы донести до родителей и других воспитателей детей, насколько велика роль игрушки и игры в жизни ребенка, а также как они могут разрушать психику малыша.
Мои дети давно выросли и мне не было надобности заходить в магазины игрушек. Недавно у меня родился первый внук и поэтому я решила зайти что-нибудь выбрать малышу. Когда я зашла в отдел игрушек, первое, что осознала – это желание поскорее отсюда уйти. Я начала разбираться, что меня так здесь зацепило. Когда я внимательно разглядела этих всех страшных и неестественных цветов разных кукол, монстров и прочих непонятных чудовищ – стало очень грустно, даже печально. Куклы серо-синего цвета, черные монстры, ядовитых цветов ужастики – и все импортное. Я, взрослый человек, пробыв 5 минут среди этих игрушек, испытала гамму неприятных чувств, а каково ребенку, который находится дома среди игрушек сутками напролет?! Но самое страшное, что ребенок этих чувств не осознает! И это совсем не значит, что они на него не влияют. Влияют, и еще как! Но об этом попозже, а сейчас начнем с теории.
Как мы знаем, игра – основной вид деятельности ребенка и поэтому крайне важно ответственно и разумно подходить к выбору игрушек, с которыми ваш малыш проводит большую часть своей жизни.
Для начала рассмотрим, какую роль выполняют игрушки в жизнедеятельности детей:
— Самовыражение. Через игрушку ребенок выражает свои чувства, эмоции, желания. Поскольку эмоциональная сфера у ребенка развивается раньше речевой, то через игрушку он выражает то, что пока не может облечь в слова;
— Познавательная. Понятно, что игрушки – это уменьшенные части модели мира. Через игры и игрушки дети знакомятся с окружающим пространством: людьми, животными, природой, культурой, искусством, отношениями, профессиями, т.е. всем тем, что они будут постигать по мере взросления. Знакомство с традициями, обычаями, развитие познавательных способностей и творческого начала;
— Идентификационная. Ребенок, беря ту или иную игрушку, тем самым как бы «сливается» с ней, становится ею и играет роль, присущую данной игрушке. Таким образом он проигрывает множество ролей, знакомится со средой людей и природы;
— Обучающая. Через игру ребенок учится познавать мир, жизнь, отношения. Учится творчеству, мышлению, любви, заботе, сочувствию;
— Воспитательная. Именно игрушки и игры, наряду с семейными ценностями, закладывают в ребенка этический аспект, нравственные составляющие будущей личности. Воспитывают ценности добра и гуманизма;
— Эстетическая. Через игры и игрушки ребенок познает чувство прекрасного, красоты, гармонии, формирует вкус, изящность;
— Социальная. Человек – существо социальное и потому роль общения также важна в развитии, как и другие виды деятельности. Ребенок знакомится с окружающим миром и через игру учится взаимодействовать с другими, строить отношения, познавать характеры детей, близких.
«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» Н.В. Шелгунов.
А теперь посмотрим, как справляются современные игрушки и игры со своими функциями. У меня возникает прямой вопрос: «Какое нравственное начало закладывает современная игрушка в наших детей и с какой целью она вторгается в жизнь ребенка?»
Для примера сравним современные игрушки с игрушками советского периода. Возьмем куклы:
Налицо видны все функции данной игрушки, с которыми она успешно справляется. Она и воспитывает, и учит заботиться (кукла – ребенок), и эстетична, и ребенок легко с ней идентифицируется. Такую игрушку приятно брать в руки, она вызывает положительные эмоции. Лицо и тело выполнены искусно и правдоподобно, чтобы ребенок мог переживать положительные эмоции.
Пупсы разного размера. Также прекрасно соответствуют своей роли в жизни ребенка.
Животные. Естественной окраски, узнаваемы в природе, максимально приближены к натуральному изображению. Функции выполняют.
Космонавт. Роль игрушки выполняет.
Можно много еще показывать и говорить, чтобы убедиться в том, что советские игрушки служили во благо детям. Они выдерживали строгие ГОСТы, испытания, выпускались со строгим соответствием их роли в жизни ребенка. В них не было и намека на агрессивность (кроме детского оружия) и разрушение. Что же происходит сейчас на капиталистическом рынке детских игрушек и игр? Кто заказчик этого безобразия и разрушения детской психики?
Чтобы сделать краткий обзор современных игрушек (кстати, среди них очень мало изделий отечественного производства), позвольте разделить их по нескольким признакам:
Цвета. Обращали внимание, какие цвета сегодня у детских игрушек? Это либо крайне яркие, крикливые, либо мрачные, «грязные», черных и серых оттенков. Такие цвета активно действуют на детскую психику: они либо очень ее возбуждают, либо подавляют. В результате действия таких цветов ребенок становится нервным, беспокойным, агрессивным или депрессивным, вялым, апатичным. Задавайте себе вопрос: «А как мне такие цвета? Какую роль они выполняют в развитии моего ребенка?»
Несуществующие животные. Первое впечатление от таких игрушек – отвращение. Не хочется брать, хочется быть от них подальше. Ребенок, играя с такой игрушкой, начинает создавать представление о мире, ведь он не знает, что таких животных в реальности нет! И когда он не может соотнести свое представление (через игрушку) с существующей действительностью, происходит расщепление: «что-то со мной не так»… «Я не такой, т.к все играют, а мне не хочется» — и он насильно заставляет себя полюбить этого дикобраза, вытесняя истинные чувства, т.к ребенку очень важно быть, как все. Животные – часть природы, но таких животных нет в реальности, поэтому идет отрыв от природы, натурального.
Как бы кто ни относился к религии, но не следует закрывать глаза на развитие насилия и жестокости в ребенке. Обесценивание Иисуса Христа и христианства, а затем и всех духовных учений с целью разврата человечества – вот цель подобных игрушек.
Насколько надо быть недальновидными родителями, чтобы покупать все перечисленные игрушки своим детям? Своими руками губим детей. И это происходит повсеместно! Во всем мире идет тенденция расчеловечивания и пропаганда насилия. К сожалению, наша страна – не исключение.
А теперь сопоставьте, соответствуют ли отведенным функциям, которые перечислены выше, данные игрушки? Или у них роль иная? Могу на себя взять смелость заявить, что у подобных игрушек следующие роли:
— Отупления;
— Рабского поведения;
— Воспитания потребителя;
— Развращения;
— Попрания нравственных ценностей;
— Развития терпимости к насилию;
— Развития некрофилии;
— Развития агрессивных тенденций;
— Искажения чувства прекрасного;
— Ценности материального и т.д.
Через игрушки приучают к потребительству, рабству, некрофилии, жестокости, разрушению, бесчеловечности. Убийство становится нормой… Куда катится мир? Мир катится в бездну. И в наших силах остановить этот процесс, стоит лишь поступать РАзумно при выборе игрушек.
Убедительно прошу вас, дорогие родители, бабушки и дедушки, дяди и тети, будущие родители, быть зрячими не только глазами, но и сердцем! Прежде чем купить ту или иную игрушку, показать тот или иной мультфильм, задайте себе вопрос: «Какую роль выполнят данные игрушки в развитии моего ребенка? Что они будут делать в нашем доме?» И если ответ будет соответствовать созидательной роли игрушек, мультфильмов, игр – смело покупайте, а если нет – не берите, не играйте на одном поле с капиталистами, цель которых – урвать больше и любой ценой, проглотить человечество и поставить его на колени.
С такими игрушками расцвет психических заболеваний не заставит себя ждать, шизофрения будет на первом месте.
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества» Т. Рузвельт.
Копирование возможно только со ссылкой на источник, преследуется по закону.