Итак, дорогие читатели, я беру конкретный класс в конкретной школе, а не обобщаю ВСЕХ первоклассников нашей необъятной страны. Показываю свой взгляд на происходящее.
Если побыть в моей небольшой школе всего один день, походить по разным кабинетам, помочь учителям, завучам, то можно собрать огромное количество материала для статей. Наблюдательность - наше всё.
На этот раз я и моя одноклассница заменяли два урока в первом классе. Однажды я уже писала о нынешних первоклассниках, и, надо сказать, что тот класс противоположен этому, в котором выпала участь побывать вчера.
Сначала у них был урок математики, и решали она простейшие примеры из учебника. Меня удивил способ оформления обычного примера: "8 + 2 +5". Ребят мы вызывали к доске, и оформление выглядело так:
Я наверное далека от нынешнего школьного образования (хоть и учусь в школе), но честно не понимаю к чему эта черта и почему нельзя просто писать знак "=". Первоклассники сказали, что им учительница так показала. Я спорить не буду, может сейчас так учат, но меня это очень удивило :)
Далее был урок окружающего мира. В учебнике было задание рассказать о своих домашних животных. Было и много желающих рассказать, но, мы не могли опрашивать детей с их мест (ведь все стояли на ушах), поэтому каждого вызывали отвечать к доске. Как оказалось, первоклассники очень тихо и мало разговаривают :) Я не могу назвать точную причину их неактивности при ответе, но говоря о своих питомцах, они просто называли их имена и говорили кто это (кошка, собака, хомяк). Я пыталась разузнать какого они окраса, их породы, сколько им лет, но в основном такие попытки были тщетны - дети отвечали: "Не знаю". Возможно ребята просто стеснялись.
Я очень надеюсь, что это так, ведь они нас никогда не видели. Не хочу думать, что причиной может стать воспитание либо технологии вроде современного телефона. Конечно же были говорливые (даже чересчур), но молчаливые преобладали.
После прослушивания рассказов о питомцах, мы - "учителя" решили дать им задание прочитать небольшой текст из учебника про уход за домашними животными. Кто-то говорил, что читать не умеет, а вот одна девочка (дочь моей бывшей учительницы английского) читать вызвалась. Читала она не по слогам. По буквам. Это было второе удивление, причём весьма сильное. Уже конец года, часть детей ещё не умеет читать, а тот кто читает - читает по буквам.
Вероятно я чего-то не понимаю, может система образования новая, может их учитель плохой, или детям дома совсем не уделяют внимания, но чтение - неотъемлемая часть жизни. Мы каждый день читаем. Да, пусть не книги, но мы видим рекламу и невольно читаем, написанное там. Мы видим названия магазинов, аптек, и тоже читаем.
Этот не радующий факт мне трудно было принять. Что нужно сказать ещё? Современность, НТП не обходит стороной первоклассников. У большинства были сенсорные телефоны (причём неплохие такие), и, как ни странно, в телефонах им интереснее, чем на уроке. По крайней мере желания учиться и проявлять уважение к другим дети не хотели. Первоклассники стали нас фотографировать на свои аппараты, и моя одноклассница была вынуждена забрать у них достижения человечества.
На мой взгляд это правильно, хотя бы из-за того, что они не имеют права распространять наши фотографии где-либо и показывать их кому-либо. Но им рано это объяснять, и мне пришлось читать морали о том, что человека от обезьяны, помимо прямохождения и речи, отличает, в первую очередь, воспитанность. Поэтому нужно уважительно относится к своим одноклассникам, не оскорблять, не грубить. На уроке мы учимся, на перемене - разговариваем, отдыхаем.
Я понимаю их неусидчивость, они ещё дети, им хочется попрыгать, побегать, дисциплина хромает. Хотя в данном случае она не то что хромала, а была в инвалидной коляске. Но речь не об этом, речь о том, что каждый второй намеревался узнать сколько минут осталось до перемены. У них в кабинете висели часы. Обычные такие круглые, со стрелками, циферблатом. Но в очередной раз, когда кто-то из них спросил время, я показала на часы и спросила, умеет ли он определять время по таким часам. Ответ последовал отрицательный. Мне стало не просто грустно, а очень грустно, ведь они узнают время только по электронным часам, а по стрелочным - нет, не умеют.
Как вывод: за эти два урока в первом классе у меня накопилось много вопросов к родителям первоклассников и к их учителю. Осознаю, понимаю, что блестящих результатов ожидать не стоит, но они уже должны уметь делать элементарные вещи.
Невероятно надеюсь, что эта проблема будет в скором времени решена, и в будущем они захотят учиться и познавать новое. А пока что - занавес.