Найти тему
TUNING

Экономия расхода топлива с технологией VTEC

VTEC. Четыре буквы, которые, фактически, произвели революцию в автомобилестроении. Хондовские инженеры расшифруют это сокращение как Variable Valve Timing and Lift Electronic Control, т.е. электронная система управления временем открытия и высотой подъема клапанов. Но для нас VTEC, это прежде всего, проверенная и надежная инновационная технология, потрясающий звук при наборе скорости, намного более экологичная в сравнении с другими системами, технология, позволившая впервые снять 100 л.с. с литра объема двигателя. Кроме того, эта технология, во многих странах в значительной степени способствовала развитию культуры уличных гонок в начале 90х. Но и это еще не все.

Так с чего же все началось? В начале 80х система управления временем открытия клапана, разработанная инженерами Хонда использовалась на автомобилях других производителей, принося тем самым дополнительный доход создателям. В то время, главной целью инженеров Хонда была создать достаточно мощный двигатель и вместе с этим экономичный. Разработчикам удалось добиться расхода 4,54 литра на 80 км пути, но Хонда хотела большего. В октябре 1983 эта группа инженеров была разделена на две части: группа, занимавшаяся разработкой технологией уменьшения расхода топлива и группа, занимавшаяся вопросами клапанной технологией.

Команда, ответственная за топливную эффективность в марте 1984 года работала над созданием двигателя нового типа. Работы были закончены через год, результатом стали топливосберегающие двигатели, с низкой эмиссией, максимальным моментом на низких и высоких оборотах и приличным количеством лошадиных сил на литр объема, если быть точным 81 лс. Такая технология с 4-клапанным газораспределительным механизмом получила название DOHC VTEC и применялась в моделях Integra и Civic.

В 1986 целью «топливной» команды было создание двигателя с 100 лс на литр для Integra 1989.В тоже время, команда ответственная за работу клапанов исследовала технологию Revolution-modulated Valve-control (REV) . Такое революционное регулирование процесса газораспределения использовалось на мотоциклах Honda CBR 400F 1983 года. Суть этой технологии состоит в том, что при низких оборотах были задействованы только два клапана в цилиндре, сэкономив тем самым расход топлива, а при увеличении оборотов двигателя к работе подключались оставшиеся два клапана.

В течение следующих лет эта технология доводилась до совершенства. В результате VTEC имеет возможность управлять не только временем открытия, но и высотой подъема клапанов. И в отличие от REV, в технологии DOHC VTEC 4 клапана работают постоянно, не зависимо от оборотов двигателя. Распределительный вал сконструирован таким образом, что на каждые два клапана приходятся три кулачка. Боковые два предназначены для работы двигателя на низких и средних оборотах, центральный - на высоких. Это было сделано для улучшения динамических качеств автомобиля и экономии.

Эта технология дебютировала в апреле 1989 года в японской версии Honda Integra, как B16A, DOHC двигатель объемом 1,6 литра и мощностью 160 лс. В конце этого года такой двигатель был установлен на Civic SiR. Как ни странно, хоть американский рынок знал о существовании таких двигателей, впервые он появился лишь в 1991 году под капотом супер автомобиля Honda NSX. Полноценный доступ к технологии VTEC был получен в 1992 году с двигателем 1,7 литра, 170лс в Integra GS-R.

Как уже отмечалось, система VTEC всегда обладала способностью экономить бензин при достаточно мощном моторе. В 1992 году Civic EX получила новый двигатель SOHC, имеющий 125 лс. Система SOHC VTEC, в отличие от рассмотренной выше, имеет один распредвал и используется только для впускных клапанов. Эффективность работы такой конструкции несколько ниже чем у DOHC VTEC, однако она конструктивно более проще и обеспечивает двигателю меньшие габариты и массу.

В 1994 году Integra GS-R получила новый двигатель B18C. Этот DOHC VTEC двигатель имеет двухэтапное потреблениее, предел в 8000 об/мин и 160лс. Когда была создана довольно редкая Integra Type R 1997 года с мощьностью 195 лс, была выполнена задача поставленная инженерам в 1986 снять 100лс с литра объема двигателя. А двигатель В16А фактически просуществовал без изменений 11 лет.

90-ые считаются золотым временем VTEC моторов. Не многие производители могли соперничать тогда с Хонда. Многие знаменитые гонщики переписали книгу рекордов с помощью этих двигателей, в самых различных соревнованиях – будь это заезды на четверть мили, дрифт или кольцевые гонки.

В 91-ом году 5% двигателей Honda имели технологию VTEC. В 1995 уже 25%, в 1999 – 65%, а в 2001 – 80%. При этом, производитель не забывал и об экономичности этих двигателей, независимо от модели автомобиля, будь это заряженная NSX или экологичная гибридная Accord и Civic. Даже такой минивен как Odyssey и внедорожник Pilot могут похвастаться наличием системы VTEC.

-2

В 2001 году была выпущена новая модификация VTEC, а именно система iVTEC. Конструкция нового газораспределительного механизма i-VTEC предполагает использование помимо основной системы VTEC дополнительную систему VTC (Variable Timing Control), непрерывно регулирующую момент начала открытия впускных клапанов. Фазы открытия впускных клапанов задаются в зависимости от нагрузки двигателя и регулируются посредством изменения угла установки впускного распределительного вала относительно выпускного. Применение системы VTC на ряду с VTEC позволяет эффективнее наполнять цилиндры двигателя топливо-воздушной смесью, а также улучшить полноту ее сгорания, что выражается в увеличении мощности двигателя на 20 %, крутящего момента на 10 %, снижении расхода топлива и уменьшении вредных выбросов на 10-20 %

Что же ждет нас в будущем? Инженеры Хонды продолжают работать над усовершенствованием системы iVTEC. Нас ждут небольшие изменения в системе управления временем открытие клапана, 13% увеличение эффективности сгорание смеси и другие изменения, которые пока держатся в секрете. Так что, нам остается просто подождать.

Авто
5,66 млн интересуются