Разбираемся с тем, когда, откуда, зачем и для чего взялись турникетные линейки на вокзалах, платформах и станциях на сети железных дорог России.
К слову говоря, в этом году станции-первопроходцы отметят 20-летний юбилей как их оснастили этими самыми турникетами.
История вопроса
В 90-е годы, как всем известно, доходы населения, как и сама населённость в пригородных поездах, резко сократились, также, как и резко выросло количество безбилетников. Поскольку Министерство путей и сообщения было машиной весьма неповоротливой и не столь оперативно реагировало на изменения в потребностях пассажиров (если оно вообще реагировало), оное терпело громадные убытки, продолжая возить похудевшую чуть ли не втрое армию пассажиров в восьми-десятивагонных электричках при фактической потребности в 4-6 вагонов.
Поставить турникеты раньше не предоставлялось возможным - по "метрошному" типу они не подходили, так как стоимость проезда зависела от расстояния и не была сколько-нибудь фиксированной, билеты были совсем иного образца, да и соответствующей контрольно-кассовой техники в массовом обиходе, которая могла распечатать штрих-коды, у железнодорожников попросту не было.
"Осилить" установку турникетов смогли лишь осенью 1999 года - их изначально тогда поставили лишь на Киевском и Рижском вокзалах в Москве. Спустя некоторое время, установку турникетов в МПС признали крайне удачным и обоснованным решением.
Зачем нужны турникеты?
Турникеты используются не только для того, чтобы оградить безбилетников от свободного прохода. Также, они помогают железнодорожникам прикинуть, когда, в какое время и насколько велик пассажиропоток, с дальнейшей целью оптимизации графика под "рыночные условия" и, как следствие, - с понижением эксплуатационных расходов, да и убытков тоже.
Можно здесь, конечно, сослаться на то, что "а что, в кассах не считали пассажиропоток?". Если даже и считали, то достоверность данных вызывала сомнения, так как разовые билеты можно было купить за несколько суток до отправления поезда, либо в день поездки, но и в то же время, поехать значительно позже (в особенности, для билетов туда-обратно), а также для абонементных билетов, владельцев которых и вовсе сосчитать по времени и количеству проходов и поездок было невозможно.
Также, в некоторой степени, турникеты ограждают платформы от несанкционированного прохода сомнительных личностей, которым как бы не поехать куда-то надо, а "навернуть пивка" на лавочке, да и кому-нибудь навесить тумаков.
От турникетов в своё время пассажиры хотели избавиться в судебном порядке, и что весьма характерно - они этого почти добились, если бы не одно маленькое "но". Суд-то в бородатом 2003 году они (пассажиры) при поддержке прокуратуры выиграли, и турникеты по сути уже должны были отправиться в утиль, но, как весьма не кстати, в мае того же года вступил в силу новый ФЗ "О железнодорожном транспорте", на которые эти решения фактически не распространялись.
География и места распространения турникетов
Турникеты ставят, в основном, на московском узле на пассажирообразующих станциях и остановках (да и не совсем образующих в последнее время тоже), что весьма неудивительно - там и безбилетников в процентном соотношении тоже хватает. Практически все вновь возводимые платформы/станции на мосузле там также оснащаются турникетными линейками (например, новое Карачарово, Верхние Котлы, Новохохловская, Инновационный центр и так далее).
На петербургском узле остановок и станций с турникетами ощутимо меньше, более того, ограждения для пресечения попадания на платформу в обход безбилетниками сооружены гораздо хуже (хотя, там и с безбилетным проездом тоже так себе - в 2017 году количество безбилетников там оценивалось лишь в районе 5.5% против почти 14% на московском узле).
В регионах (участки железных дорог которые не входят в московский и петербургский узлы) новые турникетные линейки сейчас практически не ставят в силу отсутствия средств у региональных перевозчиков и/или не столь существенным пассажиропотоком.
Наиболее "затурникеченными" регионами являются Самарский, Новосибирский, Сочинский (Краснодарский край), Воронежский и участок Кисловодск - Пятигорск (правда, на промежуточных остановках турникеты, как правило, не работают). Во всех остальных регионах либо узлах количество станций и остановок с турникетами не превышает 2-3, либо они вовсе отсутствуют.
Сами турникетные линейки устанавливают, как правило, на остановках/станциях с высокими платформами - с низкими смысла попросту никакого нет. В крайне редких случаях, турникеты могут поставить в других местах - например, на самом надземном переходе, как в Отрожке (что в черте Воронежа, к платформе на Лиски), который создаёт дополнительную нагрузку на переход, и который, в случае обрушения полетит вместе с турникетным павильоном.