Найти в Дзене
Электричкинг 2

О турникетах на станциях и платформах пригородных поездов

Оглавление

Разбираемся с тем, когда, откуда, зачем и для чего взялись турникетные линейки на вокзалах, платформах и станциях на сети железных дорог России.

К слову говоря, в этом году станции-первопроходцы отметят 20-летний юбилей как их оснастили этими самыми турникетами.

Турникеты в Немчиновке, Белорусское направление.
Турникеты в Немчиновке, Белорусское направление.

История вопроса

В 90-е годы, как всем известно, доходы населения, как и сама населённость в пригородных поездах, резко сократились, также, как и резко выросло количество безбилетников. Поскольку Министерство путей и сообщения было машиной весьма неповоротливой и не столь оперативно реагировало на изменения в потребностях пассажиров (если оно вообще реагировало), оное терпело громадные убытки, продолжая возить похудевшую чуть ли не втрое армию пассажиров в восьми-десятивагонных электричках при фактической потребности в 4-6 вагонов.

Поставить турникеты раньше не предоставлялось возможным - по "метрошному" типу они не подходили, так как стоимость проезда зависела от расстояния и не была сколько-нибудь фиксированной, билеты были совсем иного образца, да и соответствующей контрольно-кассовой техники в массовом обиходе, которая могла распечатать штрих-коды, у железнодорожников попросту не было.

Пример одного из прародителей современных билетов на электрички, которые печатают кассовые аппараты на кассах и переносных терминалах у кассиров-контролёров.
Пример одного из прародителей современных билетов на электрички, которые печатают кассовые аппараты на кассах и переносных терминалах у кассиров-контролёров.

"Осилить" установку турникетов смогли лишь осенью 1999 года - их изначально тогда поставили лишь на Киевском и Рижском вокзалах в Москве. Спустя некоторое время, установку турникетов в МПС признали крайне удачным и обоснованным решением.

Зачем нужны турникеты?

Турникеты используются не только для того, чтобы оградить безбилетников от свободного прохода. Также, они помогают железнодорожникам прикинуть, когда, в какое время и насколько велик пассажиропоток, с дальнейшей целью оптимизации графика под "рыночные условия" и, как следствие, - с понижением эксплуатационных расходов, да и убытков тоже.

Изначально турникеты были примерно такими (и до недавнего времени примерно такого же толку в наземном транспорте в Москве) и проходились безбилетниками на раз.
Изначально турникеты были примерно такими (и до недавнего времени примерно такого же толку в наземном транспорте в Москве) и проходились безбилетниками на раз.

Можно здесь, конечно, сослаться на то, что "а что, в кассах не считали пассажиропоток?". Если даже и считали, то достоверность данных вызывала сомнения, так как разовые билеты можно было купить за несколько суток до отправления поезда, либо в день поездки, но и в то же время, поехать значительно позже (в особенности, для билетов туда-обратно), а также для абонементных билетов, владельцев которых и вовсе сосчитать по времени и количеству проходов и поездок было невозможно.

Также, в некоторой степени, турникеты ограждают платформы от несанкционированного прохода сомнительных личностей, которым как бы не поехать куда-то надо, а "навернуть пивка" на лавочке, да и кому-нибудь навесить тумаков.

Затем стали ставить турникеты, в которых двери сами открывались при прочтении действительного билета. Любителей высоко попрыгать это особо не останавливало.
Затем стали ставить турникеты, в которых двери сами открывались при прочтении действительного билета. Любителей высоко попрыгать это особо не останавливало.

От турникетов в своё время пассажиры хотели избавиться в судебном порядке, и что весьма характерно - они этого почти добились, если бы не одно маленькое "но". Суд-то в бородатом 2003 году они (пассажиры) при поддержке прокуратуры выиграли, и турникеты по сути уже должны были отправиться в утиль, но, как весьма не кстати, в мае того же года вступил в силу новый ФЗ "О железнодорожном транспорте", на которые эти решения фактически не распространялись.

География и места распространения турникетов

Турникеты ставят, в основном, на московском узле на пассажирообразующих станциях и остановках (да и не совсем образующих в последнее время тоже), что весьма неудивительно - там и безбилетников в процентном соотношении тоже хватает. Практически все вновь возводимые платформы/станции на мосузле там также оснащаются турникетными линейками (например, новое Карачарово, Верхние Котлы, Новохохловская, Инновационный центр и так далее).

Сейчас ставят турникеты с высокими сдвижными створками, однако, проблему прохода за кем-то "паровозиком" это всё равно не решает.
Сейчас ставят турникеты с высокими сдвижными створками, однако, проблему прохода за кем-то "паровозиком" это всё равно не решает.

На петербургском узле остановок и станций с турникетами ощутимо меньше, более того, ограждения для пресечения попадания на платформу в обход безбилетниками сооружены гораздо хуже (хотя, там и с безбилетным проездом тоже так себе - в 2017 году количество безбилетников там оценивалось лишь в районе 5.5% против почти 14% на московском узле).

В регионах (участки железных дорог которые не входят в московский и петербургский узлы) новые турникетные линейки сейчас практически не ставят в силу отсутствия средств у региональных перевозчиков и/или не столь существенным пассажиропотоком.

Установка турникетов практически всегда сопровождается установкой высоких ограждений на приличное расстояние от платформы.
Установка турникетов практически всегда сопровождается установкой высоких ограждений на приличное расстояние от платформы.

Наиболее "затурникеченными" регионами являются Самарский, Новосибирский, Сочинский (Краснодарский край), Воронежский и участок Кисловодск - Пятигорск (правда, на промежуточных остановках турникеты, как правило, не работают). Во всех остальных регионах либо узлах количество станций и остановок с турникетами не превышает 2-3, либо они вовсе отсутствуют.

Сами турникетные линейки устанавливают, как правило, на остановках/станциях с высокими платформами - с низкими смысла попросту никакого нет. В крайне редких случаях, турникеты могут поставить в других местах - например, на самом надземном переходе, как в Отрожке (что в черте Воронежа, к платформе на Лиски), который создаёт дополнительную нагрузку на переход, и который, в случае обрушения полетит вместе с турникетным павильоном.