Найти тему
Постелеон

Литературные ткани

Как часто мы встречаем в художественной литературе героев и отдельных персонажей с точным описанием костюмов и тканей, из которых эти костюмы сшиты. Вы уверены что знаете, во что они одеты?

Ткани, упоминания о которых встречаются в литературных произведениях

В одежду из бумазеи наиболее часто одеты литературные герои из народа. Бумазея – это мягкая ткань из хлопка саржевого плетения с начесом с изнаночной стороны. Из бумазеи обычно шили женские платя и детскую одежду.

Точно так же встречаем такие названия: китайка, китайчатый сарафан, китайчатая кофта. Первоначально китайкой называли шелковую ткань с дамастовым рисунком, которую завозили в Россию из Китая – отсюда и название. А в XIX веке стали выпускать недорогую плотную хлопчатобумажную китайку для пошива верхнего платья, которая была очень популярна.

Ткань шелковая китайка
Ткань шелковая китайка

Упоминание о канифасе и демикотоне встречается у Н. В. Гоголя в «Мертвых душах». Когда Чичиков въезжает в губернский город NN ему встретился некий «господин во фраке с покушениями на моду» и белых канифаксовых панталонах. А при въезде во двор гостиницы навстречу выбежал половой «в длинном демикотонном сюртуке».

Канифас – тонкая хлопчатобумажная фасонная ткань с клетчатым рисунком или продольными полосами. Она использовался для пошива одежды, реже – белья. Демикотон – дешевая хлопковая ткань сатинового плетения.

Если помните, в самом начале романа «Двенадцать стульев» Ильф и Петров несколькими яркими штрихами создают портрет Ипполита Матвеевича: на нем «красовался лунный жилет… и переливчатый люстриновый пиджачок». А старушки в Старсобесе застенчивого воришки Альхена были в платьях из «наидейшевейшего туальденора». Кислярский которого Бендер и Воробьянинов встретили на Кавказе, был одет в костюм из чесучи. Уж, наверное, Ильф и Петров не случайно, описывая своих героев, упоминают, во что они были одеты.

Люстрин – тонкая лощеная шелковая ткань. Она получила распространение в XVIII веке. В основном из нее шили пиджаки.

Туальденор – дешевая ткань из хлопка полотняного плетения из крашеных нитей.

Чесуча – некрашеная ткань из шелка дубового шелкопряда, имеющая естественный слегка желтоватый или кремовый оттенок.

Кадр из фильма "Двенадцать стульев", реж. Л. Гайдай
Кадр из фильма "Двенадцать стульев", реж. Л. Гайдай

Целый магазин тканей в пьесе «Свои люди – сочтемся» А. Н. Овстровского. Олимпиада Самсоновна перечисляет свои наряды: «подвенечное блондовое на атласном чехле да три бархатных — это будет четыре; два газовых да креповое, шитое золотом, — это семь; три атласных да три грогроновых — это тринадцать; гроденаплевых да гродафриковых семь — это двадцать; три марселиновых, два муслинделиновых, два шинероялевых — много ли это? — три да четыре семь, да двадцать — двадцать семь; крепрашелевых четыре — это тридцать одно. Ну там еще кисейных, буфмуслиновых…». Забытые названия!

Грогрон, гроденапль, гродафрик – плотные шелковые ткани. Марселин – разновидность тафты – легкая ткань из шелка. Буфмуслин – муслин с пышными сборками – буфами. Сам же муслин – тонкая хлопковая или шелковая ткань, которая получила свое название от города Мосула в Ираке. Крепрашель, шинерояль – разновидности крепа – легкой шелковой ткани с шероховатой поверхностью. Крепрашель – в переводе с французского – розовый креп, а шинерояль – китайская королевская.

У И. С. Тургенева встречаем многочисленных барышень, в кисейных платьях, и одну – в каком-то совершенно необыкновенном тарлатановом. А в романе «Новь» Сипягин «появился на крыльце в камлотовой шинели».

Если с кисеей все понятно – это легкая полупрозрачная ткань была очень популярная в XIX веке, в платья из нее и были одеты тургеневские девушки. Отсюда и выражение «кисейная барышня». А что вы знаете о камлоте и тарлатане?

Фрагмент бального платья из тарлатана
Фрагмент бального платья из тарлатана

Тарлатан – одноцветная хлопковая или полушелковая ткань для бальных женских платьев. Камлот – ткань, из которой шили мужскую одежду. Это плотная и грубая шерстяная ткань полотняного или саржевого плетения черного или темно-коричневого цвета.

Наверное, ткань пике несет в себе некий иронический подтекст. Жилет из пике встречается у Чехова в «Свадьбе», а у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» пикейный жилет – сам по себе – образ чего-то комического.

Пике – хлопчатобумажная или шелковая ткань с выпуклым узором. Появилась она в Англии в 1768 году. Кроме платьев и блузок, из пике шили покрывала и одела – этому способствовала фактура ткани с эффектом простеганного узора.

А у Пушкина в «Капитанской дочке» встречаем упоминание о неком городском чиновнике – толстом и румяном старичке «в глазетовом кафтане».

Ткань глазет
Ткань глазет

Глазет – роскошная шелковая парчовая ткань. Она может быть гладкой или с крупными цветочным рисунком.

Конечно, не просто так авторы упоминали название тканей в описании своих героев и персонажей. Этот прием они использовали, чтобы полнее раскрыть образ, передать обстановку, настроение. А нам это должно помочь более выпукло представить себе героя, его характер. К сожалению, мы утратили все эти знания, и часть замысла автора для нас теперь утеряна.

Помогите каналу развиваться: ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ и ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК. Спасибо!

Posteleon.ru