Аудиторию надо сразу захватить. Взять в плен. Чтобы она внимала каждому вашему слову.
А для этого надо начать без раскачки. Безо всяких этих "я хотел бы сегодня посвятить свое выступление такой наболевшей проблеме, как...". Хотел бы посвятить - так посвящай, не надо об этом предупреждать.
"А как же вступление? - спросит опытный оратор. - Как же введение в тему?" Конечно, куда же без вступления! Но только после эффектного начала, которое заставит всех слушать вас. И ваше вступление в том числе.
Есть несколько способов хорошо начать, выбирайте на свой вкус. Только одно условие: начинайте коротко, лаконично. В идеале - одной фразой. Иначе получится еще одно вступление.
Факт
Привести научный факт, статистические данные или просто информацию, поражающую воображение.
Экологическое выступление о том, что мы реально можем помочь природе, уместно начать так:
14 волков, выпущенных в Йеллоустонский национальный парк в 1995 году, за 20 лет смогли полностью восстановить экологию и даже географические условия в этом районе... (дальше рассказывается, как они смогли это сделать).
Артефакт
Показать какой-то предмет, связанный с темой выступления. Или соответствующую картинку.
Один адвокат в начале своей защитной речи достал стоптанный башмак и показал присутствующим. Это была обувь его подзащитного - путевого обходчика, который стер каблуки на своей работе. Тем самым демонстрировалась опытность этого человека и сомнительность ошибки, в которой его обвиняли.
Я сама в начале лекции по психологии личности достаю две перчатки - тонкую хирургическую и грубую брезентовую, рабочую. Задаю вопрос: "Какая лучше?" Естественно, завязывается спор. Который разрешается к концу лекции: нет "лучше" или "хуже", есть то, что подходит для своей задачи или не походит.
Вопрос
Включить слушателей, активизировать их можно вопросом, к ним обращенным. Но будьте гуманны! Вопрос лучше задавать риторический - то есть не ждать от бедных людей ответа, а буквально через секунду ответить самому. Чтобы включиться они успели, а загрузиться или загрустить - нет.
Лекцию о взаимоотношениях можно начать так: "Помните своего первого лучшего друга? Когда это было - в детском саду? в школе?"
Кстати, риторическим вопросом может быть и такой: "Знаете ли вы, что?.." - и дальше любопытный факт из первого пункта.
История
Здесь, конечно, одной фразой не обойдешься, но всё равно, постарайтесь не растекаться мыслью по древу. И выбирайте историю уместную.
Свое занятие о том, как важно сначала установить контакт с аудиторией и убедиться, что она слушает, а уже потом что-то ей рассказывать, я начинаю с драматической истории о том, как я сдавала экзамен по русскому, поступая на филфак МГУ.
Только не нужно начинать историю со слов "Сейчас я расскажу вам историю..."! Прямо так и начинайте: "Я всегда дико боялась сдавать экзамены, но как-то мне пришлось сдавать вступительные..." и так далее.
Шутка
Вот тут вы сильно рискуете! Шутка должна быть смешной, и это обязательно. Но если уверены в себе - вперед!
Можно даже начать со смешной истории о себе - человек уверенный не боится выставить себя в таком свете, но это сблизит вас со слушателями.
Чего нельзя говорить
"Я не оратор", "я не успел подготовиться", "я даже не знаю, с чего начать","я не большой мастер говорить", "я впервые выступаю и заранее прошу простить меня..."
Нет! Никогда не начинайте с этого!
Помните, как в школе учительница вытягивала нас к доске? "Кто первый ответит, тому оценка на балл выше!" Так вот, таким своим началом вы сразу, автоматически понижаете себе оценку, и не на балл. Они вас слушают - так соберитесь и постарайтесь. В самом худшем случае вы получите опыт. А в лучшем - благодарность собравшихся. И большое удовольствие от своей победы.