Найти в Дзене
Я говорю!

Учимся запоминать. Римская комната

Оглавление

Как мы уже писали, ораторское искусство появилось во времена античности. Но оказывается, что и искусство памяти создали ораторы, чтобы в совершенстве запоминать пространные речи и с блеском их произносить.

Они полагали, что существует два вида памяти: один - память естественная, данная от природы, а второй - память искусная, то есть развитая упражнениями.

Одно из таких упражнений сегодня называют "Римская комната", или метод Цицерона.

Принцип

Всё просто. Сначала надо план своего выступления или текста, который вы хотите запомнить, представить в виде последовательности образов. А затем какое-то хорошо известное вам пространство, закрытое или открытое, представить в виде последовательности мест. А дальше остается только соединить одно с другим посредством ассоциаций.

Ищем "места"

Возьмите то пространство, которое вы знаете назубок: собственную комнату, дорогу до работы, рабочий кабинет... Главное, чтобы вы легко могли представить его в воображении.

Теперь выберите какую-то последовательность перечисления объектов этого пространства. Например, в комнате - слева направо: диван, бра, окно, стол, стул, телевизор, книжный шкаф и т. д.

  • Если два объекта находятся один под другим, сначала берите верхний, потом нижний (сначала картину над столом, потом сам стол).
  • Выбирайте только неподвижные предметы и даже части комнаты (угол, батарею, дверной косяк и т. п.
  • Не берите одинаковые предметы, это вас собьёт: если в комнате два одинаковых окна, выберите только одно.

Для начала подготовьте опорный список из небольшого числа объектов (5-12). Несколько раз мысленно пройдитесь по нему, чтобы это давалось вам легко и свободно.

Ищем "образы" и сцепляем с "местами"

Каждый из пунктов, который вы ходите заучить, нужно представить в виде картинки и связать с объектами нашей комнаты. Это должна быть яркая, эмоционально окрашенная, динамичная, нелепая, забавная картинка.

Скажем, мы запоминаем список для похода в магазин: мандарины, оливковое масло, дезодорант, памперсы, рассада герани.

Сцепляем: пирамида из огромных мандаринов на диване; бутылка оливкового масла (или две, если нужно купит две) торчит из бра; дезодорантом замазанное окно; ножка стола, одетая в памперс; стул весь утыкан маленькими гераньками...

Для чего применять?

  • Запоминать списки - об этом мы уже сказали. Для речи вы так можете запомнить отдельные слова и фразы, особенно существенные для вас.
  • Запоминать короткий план выступления: смысл каждого пункта представить в виде картинки. Например, вам надо сделать выволочку своим сотрудникам, которые что-то подрасслабились в последнее время. План: сначала похвалить за прежние успехи; потом объяснить, что показатели катастрофически снижаются; поставить новые планы; подбодрить и вдохновить. Сцепляем с уже известной нам комнатой: на диване стоит красиво упакованный подарок (хвалим); облезлое и ободранное бра висит на одном гвозде и сползает по стене (падает производительность); на окне краской нарисована кривая повышения производительности; на столе стоит целый оркестр в миниатюре и играет туш (вдохновляем).
  • Запоминать тексты: всё то же самое, но подробнее. На подарке, стоящем на диване, могут быть узоры в виде прежних показателей. Бра не просто сползает, а доползает до какой-то цифры. И так далее. Ярче и конкретнее.

Когда будете готовиться - несколько раз повторите то, что хотите запомнить. Это должно войти в привычку.

Если вы запоминаете не абстрактный список, а связный текст, одну и ту же "комнату" можно использовать несколько раз.