Найти тему
Журнал "Главбух"

Депутаты не смогли отменить повышение пенсионного возраста

Оглавление

Группа депутатов Государственной Думы обратились в Конституционный суд, чтобы отменить повышение пенсионного возраста. По их мнению это положение противоречит Конституции РФ. Однако КС с ними не согласился (определение № 854-О/2019 от 02.04.2019).

На что ссылались депутаты

Как отметили депутаты, положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» противоречит статье 7 Конституции:

поскольку издан вопреки мнению большинства граждан и не отвечает 3 общепризнанным критериям социального государства, так как не способствует обеспечению достойной жизни и свободному развитию российских граждан

Заявители также заявили, что закон нарушает и статью 55 Конституции:

так как умаляет и ухудшает конституционные права нетрудоспособных граждан на назначение им социальной пенсии по старости, которая будет им устанавливаться на 5 лет позже, лишая многих из них единственного источника существования, а также устанавливает на 5 лет позже право на получение страховой пенсии по старости гражданам, нанося тем самым им материальный и моральный ущерб, так как в этом возрасте пожилым гражданам довольно трудно устроиться на работу, а некоторым из них продолжать работу в связи с ухудшением здоровья

С такими аргументами депутаты просили Конституционный суд признать положения об увеличении пенсионного возраста незаконными.

По мнению заявителей от Госдумы новые положения могут привести к негативным социально-экономическим и политическим последствиям. К тому же закон приняли, по словам депутатов, без широкой общественной поддержки (посредством общенародного референдума), без проведения подтверждающих их необходимость социально-экономических и демографических исследований, без анализа влияния повышения пенсионного возраста на бюджет ПФР.

Также в определении отмечено, что депутаты не услышали от разработчиков закона убедительных аргументов в пользу того, что избранная законодателем мера позволит избежать его дефицита и обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы на продолжительное время. А в обращении в КС было отмечено, что положения по увеличению пенсионного возраста приняли без учета большинства поправок, которые вносили ко второму чтению депутатами оппозиционных фракций Государственной Думы и отклоненных, как считают заявители, без должного обоснования.

Как изменилось пенсионное законодательство

Напомним, что пенсионный возраст с 1 января 2019 года для мужчин равен 65 годам, для женщин – 60 годам. Эти изменения внес Закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ. Но есть исключения.

Новые правила не распространяются на тех людей, которые достигли по состоянию на 31 декабря 2018 года пенсионного возраста, но не оформили пенсию по каким-либо причинам. Они могут оформить страховую пенсию по старости без учета изменений (ч. 2 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

Действуют и переходные положения для людей, которые в период с 2019 по 2020 год достигли бы пенсионного возраста по прежним границам. Это 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Для таких граждан выход на пенсию отодвинут не на 5 лет, а на меньший срок.

Также внутри этой категории есть и дополнительные льготы. Они действуют для тех, кто должен был по прежним правилам выйти на пенсию в 2019 – 2020 годах. Мужчины 1959 и 1960 годов рождения и женщины 1964 и 1965 годов рождения вправе оформить пенсию на полгода раньше новых сроков (п. 1 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

Что сказали в суде

Судьи приняли заявление и рассмотрели его. В итоге в своем определении КС отметил, что установление пенсионного возраста – это прерогатива законодателя, а сам суд такие вопросы не решает. Поэтому не исключает возможность повышения уже установленного возраста, по достижении которого можно выходить на пенсию и получать пенсионные выплаты.

Нормативные ориентиры для такого вопроса надо смотреть в международно-правовых актах. К примеру, в Конвенции Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которую ратифицировали Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 349-ФЗ, включая раздел V «Обеспечение по старости», предусмотрели необходимость обеспечения по старости не позднее, чем после достижения гражданином 65 лет или больше. Окончательный возраст определяют компетентные органы с учетом демографических и социально-экономических условий в конкретном государстве.

В итоге КС рассмотрел взаимосвязи положений Конституции и международно-правовых документов и пришел к выводу, что законодатель правомочен повысить пенсионный возраст, если такое повышение обусловлено социально-экономическими, демографическими, медико-биологическими и другими объективными факторами. В своем определении суд отметил, что нарушений в новых нормах нет

Увеличивая на пять лет возраст, дающий право на пенсионное обеспечение по старости и по случаю потери кормильца, законодатель учитывал рост продолжительности жизни по сравнению с тем историческим периодом, когда был установлен пенсионный возраст, закрепленный в нормах пенсионного законодательства, действовавших до 1 января 2019 года, и прежде всего продолжительности жизни после назначения пенсии, а также существенное изменение структуры занятости, условий труда значительной части работающего населения, развитие медицины и системы здравоохранения и ряд иных факторов

Конституция РФ не содержит прямого указания на пенсионный возраст и запрета на его изменение. Поэтому нет оснований для отмены норм нового Федерального закона. Новый возраст выхода на пенсию смотрите в таблицах.

Когда мужчины вправе выйти на пенсию

Возраст выхода на пенсию для мужчин
Возраст выхода на пенсию для мужчин

Когда женщины вправе выйти на пенсию

Возраст выхода на пенсию для женщин
Возраст выхода на пенсию для женщин