Группа депутатов Государственной Думы обратились в Конституционный суд, чтобы отменить повышение пенсионного возраста. По их мнению это положение противоречит Конституции РФ. Однако КС с ними не согласился (определение № 854-О/2019 от 02.04.2019).
На что ссылались депутаты
Как отметили депутаты, положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» противоречит статье 7 Конституции:
поскольку издан вопреки мнению большинства граждан и не отвечает 3 общепризнанным критериям социального государства, так как не способствует обеспечению достойной жизни и свободному развитию российских граждан
Заявители также заявили, что закон нарушает и статью 55 Конституции:
так как умаляет и ухудшает конституционные права нетрудоспособных граждан на назначение им социальной пенсии по старости, которая будет им устанавливаться на 5 лет позже, лишая многих из них единственного источника существования, а также устанавливает на 5 лет позже право на получение страховой пенсии по старости гражданам, нанося тем самым им материальный и моральный ущерб, так как в этом возрасте пожилым гражданам довольно трудно устроиться на работу, а некоторым из них продолжать работу в связи с ухудшением здоровья
С такими аргументами депутаты просили Конституционный суд признать положения об увеличении пенсионного возраста незаконными.
По мнению заявителей от Госдумы новые положения могут привести к негативным социально-экономическим и политическим последствиям. К тому же закон приняли, по словам депутатов, без широкой общественной поддержки (посредством общенародного референдума), без проведения подтверждающих их необходимость социально-экономических и демографических исследований, без анализа влияния повышения пенсионного возраста на бюджет ПФР.
Также в определении отмечено, что депутаты не услышали от разработчиков закона убедительных аргументов в пользу того, что избранная законодателем мера позволит избежать его дефицита и обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы на продолжительное время. А в обращении в КС было отмечено, что положения по увеличению пенсионного возраста приняли без учета большинства поправок, которые вносили ко второму чтению депутатами оппозиционных фракций Государственной Думы и отклоненных, как считают заявители, без должного обоснования.
Как изменилось пенсионное законодательство
Напомним, что пенсионный возраст с 1 января 2019 года для мужчин равен 65 годам, для женщин – 60 годам. Эти изменения внес Закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ. Но есть исключения.
Новые правила не распространяются на тех людей, которые достигли по состоянию на 31 декабря 2018 года пенсионного возраста, но не оформили пенсию по каким-либо причинам. Они могут оформить страховую пенсию по старости без учета изменений (ч. 2 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Действуют и переходные положения для людей, которые в период с 2019 по 2020 год достигли бы пенсионного возраста по прежним границам. Это 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Для таких граждан выход на пенсию отодвинут не на 5 лет, а на меньший срок.
Также внутри этой категории есть и дополнительные льготы. Они действуют для тех, кто должен был по прежним правилам выйти на пенсию в 2019 – 2020 годах. Мужчины 1959 и 1960 годов рождения и женщины 1964 и 1965 годов рождения вправе оформить пенсию на полгода раньше новых сроков (п. 1 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Что сказали в суде
Судьи приняли заявление и рассмотрели его. В итоге в своем определении КС отметил, что установление пенсионного возраста – это прерогатива законодателя, а сам суд такие вопросы не решает. Поэтому не исключает возможность повышения уже установленного возраста, по достижении которого можно выходить на пенсию и получать пенсионные выплаты.
Нормативные ориентиры для такого вопроса надо смотреть в международно-правовых актах. К примеру, в Конвенции Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которую ратифицировали Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 349-ФЗ, включая раздел V «Обеспечение по старости», предусмотрели необходимость обеспечения по старости не позднее, чем после достижения гражданином 65 лет или больше. Окончательный возраст определяют компетентные органы с учетом демографических и социально-экономических условий в конкретном государстве.
В итоге КС рассмотрел взаимосвязи положений Конституции и международно-правовых документов и пришел к выводу, что законодатель правомочен повысить пенсионный возраст, если такое повышение обусловлено социально-экономическими, демографическими, медико-биологическими и другими объективными факторами. В своем определении суд отметил, что нарушений в новых нормах нет
Увеличивая на пять лет возраст, дающий право на пенсионное обеспечение по старости и по случаю потери кормильца, законодатель учитывал рост продолжительности жизни по сравнению с тем историческим периодом, когда был установлен пенсионный возраст, закрепленный в нормах пенсионного законодательства, действовавших до 1 января 2019 года, и прежде всего продолжительности жизни после назначения пенсии, а также существенное изменение структуры занятости, условий труда значительной части работающего населения, развитие медицины и системы здравоохранения и ряд иных факторов
Конституция РФ не содержит прямого указания на пенсионный возраст и запрета на его изменение. Поэтому нет оснований для отмены норм нового Федерального закона. Новый возраст выхода на пенсию смотрите в таблицах.