С каждым годом все больше и больше студентов 18-20+ (а чаще и старше), желающих работать в престижных компаниях, участвовать в международных выставках, конференциях, путешествовать и учиться в иностранных вузах, открывать бизнес и сотрудничать с иностранными фирмами. Естественно, основной язык общения – английский. И, как показывает практика, его учащиеся хотят выучить быстро, эффективно и на вчера.
Известно, что первый, родной, язык учат бессознательно, не проверяя «почему» и «зачем» та или иная форма слова используется. Дети впитывают язык естественным путем. Существует много подходов, как аналогично преподавать английский взрослым «как детям». Но, к сожалению, также доказано, что это не возможно полностью. Так или иначе у взрослого человека остается в мозгу схема L1, на которую он всегда будет накладывать схему второго, третьего языка, постоянно сравнивая их и проводя аналогии, переводя структуры и отдельные слова на родной язык. Это то, что, собственно, практикует самый современный подход – нейролингвокоучинг®. При обучении взрослых (андрагогике), следует учитывать следующее:
- У взрослых уже есть ОПЫТ (минимум 10 лет за партой), но очень часто мотивация к обучению намного ниже, чем у детей, поэтому задача преподавателя – найти подход и мотивировать студента с помощью правильно поставленных целей.
2. Личность преподавателя для взрослого ученика – не всегда авторитет, его нужно заработать.
3. У взрослых студентов благодаря уже полученному опыту и большому количеству знаний может проявляться скепсис ко всему, что происходит на занятии: от личности преподавателя, подобранных заданий, их целесообразности… Преподавателю нужно быть психологически готовым к нестандартным вопросам и неординарным стилям поведения и реакций.
4. Взрослые учатся исходя из вопроса «зачем», а не «почему», соответственно они не будут рады изучать, что им не пригодится завтра в жизни, взрослый мозг – достаточно прагматичный и практичный.
5. Скорость восприятия и выдачи информации ниже, чему у детей и подростков, хотя исследования показывают, что при часто практике и тренировке памяти и различных навыков обучения, результаты у взрослых могут не уступать младшим ученикам.
6. Взрослые ожидают «школьный подход» подсознательно (ведь они провели минимум 10 лет за школьной партой), но современный взрослый нуждается в отличном подходе: он всегда будет искать практическую значимость – переходить к теории – проверяя через упражнения – устанавливая для себя практическую сторону заданий.
7. Повторимся, что взрослый студент, изучающий английский язык, всегда будет опираться на свой предыдущий опыт (рекомендуем опираться на цикл Д. Колба – подробнее тут). Опыт учеников стоит учитывать в подготовке к занятиям, планировании, поиске мотивационных схем и похвалы. То есть на занятии это может выглядеть приблизительно так:
- начинаем с точки, где в центр стоит личный опыт студента (это может быть обсуждение интересов, результатов или планов в работе) – find someone who…, tell me in 30 seconds etc.;
- обсуждаем, сравниваем разные ситуации студентов, подводим итоги – подойдет любой вид фидбека;
- анализируем, как все выше сказанное можно выразить на английском, какие новые слова, грамматические структуры могут быть полезные – этап теории, изучения грамматики или лексической темы, которую тоже можно подать в любой приемлемой для преподавателя и группе форме;
- этап практики на новом уровне (то есть получаем и закрепляем новый опыт) – все виды практики до стадии продакшн.
Взрослый обучающийся приходит на уроки английского языка, чтоб перевести полученные знания через умения в навыки! И именно в этом должен помочь преподаватель, правильно и своевременно мотивируя, хваля, подбирая подходящие материалы, создавая оптимальную и эффективную атмосферу для практики своих студентов, что позже позволит им самостоятельно переводить полученные на уроках знания в нужные навыки.
С какими особенностями или трудностями в работе со взрослыми сталкивались? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Всем успешных занятий!