Найти тему
Графиня из глубинки

Курс на Мологу.

12 апреля 1963 года. Советский Союз на всей своей дружной и многонациональной территории отмечал праздник. Торжества по случаю двухлетия со дня запуска человека в космос были омрачены недавней трагедией, случившейся 4 апреля в Татарской АССР. ИЛ-18В, компании Аэрофлот, выполняя рейс №25 из Москвы в Красноярск, потерпел катастрофу в окрестностях Казани. Погибло 68 человек.

В то время, люди ещё не были так озлоблены окружающей действительностью, они были добрее и терпимее к чужим горестям и бедам, имели сострадание. Случившееся каждый житель большой страны, от мала до велика, воспринял как личное горе. Но об одной трагедии, которая произошла несколькими днями позднее, газеты умолчали. Да, она была не такого масштаба, да, человеческих жертв было меньше и случилась она в глубокой провинции, но тем не менее, имела место быть.

Небольшой самолет Як-42, из тех, что летали тогда по городам и сёлам, обеспечивая жителям Союза доступность даже в труднопроходимых местах, взлетел на Аэродроме и взял курс на Мологу.

Да, да, тот самый печально известный уездный город и его деревни, которые были затоплены при запуске каскада Рыбинских и Угличских ГЭС. Несколько тысяч гектаров пойменных лугов (по одним данным - 80, по другим - чуть ниже), 30 процентов урожайных земель Ярославской области. Несоизмеримым плюсом стало то, что построенный каскад ГЭС стал давать мощность 330 МВт, а в 1941 году именно затопленная Молога снабжала электричеством осаждённую Москву.

По счастливой случайности или задумке конструкторов самолет был оборудован лыжным оборудованием и креплениями для посадки в непредвиденных условиях, в том числе и на водную гладь, конечно.

Источник фото: http://fotokto.ru/photo/view/4138015.html
Источник фото: http://fotokto.ru/photo/view/4138015.html

Более того, уникальностью борта Як-42 по праву считалось наличие цифрового дисплея на борту, и даже не монохромного, что по тем временам считалось невероятным достижением инженерной мысли.

Весенний снежный покров словно дисплей, отражающий лучи солнца, гармонично мелькал здесь и там, перемежаясь с природным ландшафтом лесов. С высоты птичьего полёта казалось, что сама Родина-мать раскрывает свои объятия, зовёт присесть рядом и подумать о великом, и праведном, о нынешнем и будущем. Так начинался полёт, лётчики были полны надежд, задумывались о грядущем, мечтали об удачной посадке. Но... не случилось.

Чёрный ящик даже в условиях водоёма может храниться тысячу лет, если не более, ведь никто не проверял. Расшифровка показаний длилась почти два десятилетия. Только в 1981 году обнародовали первые результаты. Кстати, монитор, о котором упоминалось ранее, как и чёрный ящик, дожил до наших дней.

То, что удалось расшифровать из данных чёрного ящика, привожу ниже:

- Где, где?
- Полоса, видишь, горизонтальная?
- Вызываю диспетчера! Приём!

Диспетчер бодро рапортует:

- Видимость прямая, полторы версты. Приём!
- Принял. Видим полосу девяносто саженей, юго-восточный курс, - ответил первый пилот диспетчеру и перебазировал вопрос второму пилоту: "Саня, слышал?".

Зачем самолет взял курс на затопленный город? Где он должен был приземлиться? Какой груз вёз? Сколько людей, включая экипаж было на борту? Какие тайны открыл чёрный ящик? Что стало причиной крушения? Почему об этом молчали газеты и люди не знали о случившемся?

Как рассказывал один мой старый знакомый, много лет верой и правдой отслуживший в незапамятных органах при СССР, самолёт был непростым, как и его груз.

Продолжение следует. (из цикла "Молога - Пошехонье - Кукобой").

***

Если Вам понравилась, публикация, ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Автор будет Вам премного благодарен.