Если спросить - какие известные комедии 50-х годов на самом деле являются "агитационными", то в первую очередь, конечно, вспоминают "Иван Бровкин на целине". Однако сегодня мы рассмотрим еще более зашифрованные фильмы, которые вы все прекрасно знаете, но даже не подозревали, что это пропаганда "линии партии и правительства".
Итак, февраль 1957 года. Пленум ЦК КПСС выносит постановление о создании Совнархозов, что предполагает создание новой структуры управления промышленностью со всеми вытекающими - сломом старой системы управления и значительными сокращениями административного аппарата.
Так или иначе, эти реформы затронули сотни тысяч людей и очевидно, что надо было как-то объяснить народу, что произошло и зачем им надо срочно-пресрочно перестраивать работу. Тут же, не отходя от кассы, штампуются многочисленные статьи в СМИ, организуются всенародные обсуждения и "письма в редакцию", снимаются документальные фильмы и даже полнометражные художественные произведения.
Наверное, самое известное кино "про совнархозы" - это фильм Эльдара Рязанова "Девушка без адреса". Вызвали нашего свободолюбивого режиссера к руководству, поставили задачу - комсомол ответил: есть! Однако к тому времени фильм уже находился в производстве, поэтому вставки про "неэффективный менеджмент" делали прямо по ходу съемок.
Таким образом, пиар-фрагменты никак на сюжет фильма не влияют, но жару, так сказать, поддают.
Лиха беда начало. Если Рязанов вписался в эту веселую историю по касательной, то Сергей Михалков (папа нашего великого Никиты Сергеича) встрял по полной программе. Ему поручили написать сценарий комедийного фильма, полностью посвященного пиару совнархозов и критике старой административной структуры. И у него получилось!
Комедия называется "Шофер поневоле". Этот классический роуд-муви начинается и заканчивается нативной рекламой совнархозов, но снято настолько классно, что этого просто не замечаешь!
Вот вам фрагмент из того, что есть в ютубе. Порочный начальник "лишней конторы" с показательной фамилией Свистунов.
Смех смехом, но первая комедия Гайдая "Жених с того света" - тоже о совнархозах! Думаю основной сюжет фильма пересказывать уже не надо - есть совершенно "бесполезная" и "неэффективная" контора, которой руководят два откровенных придурка - Плятт и Вицин.
В конце фильма, как вы догадываетесь, контору разгоняют, а инфраструктуру передают совнархозу. Смею предположить, что в 1958 году вышло очень много картин "про это". Мы сегодня рассказали лишь про три, которые самые известные.
Ну и напоследок расскажем о пиар-компании самой болезненной реформы Хрущева - сокращения армии. Как известно, советские вооруженные силы сокращали в несколько этапов и первый же блин вышел комом. Офицерский корпус, мягко говоря, не очень понял, почему их так жестко "списывают в утиль".
А ведь военные это вам не чиновники, они могут и жахнуть. Поэтому было решено второй этап сокращения рекламировать заранее и по полной программе, чтобы люди не сильно волновались.
15 января 1960 года выходит закон о дальнейшем сокращении армии на миллион двести тысяч человек, а 19 декабря 1959 состоялась премьера кинокомедии "Ссора в Лукашах". Совпадение? Не думаю.
Сюжет фильма строится на том, что молодой лейтенант думает бросить (и в итоге, бросает) военную службу, чтобы стать большим боссом в своей деревне. Подобный сюжет еще лет пять назад был бы просто немыслим, ибо такой поступок кадрового офицера банально считался позорным дезертирством.
Далее, все хорошие люди в деревне уговаривают его бросить службу, а все плохие персонажи, наоборот, настаивают, чтобы он из армии не уходил и делал карьеру. Зритель, очевидно, становится на сторону хороших людей и ожидаемо поддерживает демобилизацию главного героя.
Что меня удивило, так это лобовой посыл фильма, без всяких там полутонов. Ребята, на гражданке классно, давайте поднимать народное хозяйство, а в армии ловить нечего. Это, видимо, самый первый демотивационный фильм о советской армии.
В итоге, оказалось, что product placement и нативная реклама - это все наше, родное и ничего мы у Запада не перенимали. Так что будем любить Родину, какая она есть - другой у нас нету.