Найти тему
38,4K подписчиков

Почему на собеседовании мы неправильно рассказываем о себе и как это исправить?

1,1K прочитали
В своей тренерской деятельности для знакомства участников в начале тренинга я использовала одно интересное упражнение.

В своей тренерской деятельности для знакомства участников в начале тренинга я использовала одно интересное упражнение. Кому-то это упражнение не нравится, потому что нет понимания его трансформационного эффекта, оно им кажется длинным и никчемушным, и не нравится сам опыт мощной коммуникации в группе, даже будучи тренером. Но я это упражнение люблю и использую и всем тренерам рекомендую. Сначала я этот опыт испытала на себе, а уже потом внедрила в свои тренинги.

В чем суть упражнения? Каждый участник тренинга берет лист формата А4. В центре листа рисует букву "Я". От этой буквы разводит лучи в разные стороны - не менее 7-8. (Как солнце на детском рисунке.) Каждый луч надо подписать - кем является человек, кем он себя осознает.

Женщина, мать, жена, дочь, сестра, учитель, коллега, сладкоежка, спортсменка и т. д.

У многих участников тренинга уже на этом этапе возникают сложности - даже в зрелом возрасте. Нет четкого восприятия себя, сложившегося представления о себе, нет так называемой "Я-концепции".

Нет автономности. Иногда человек настолько ощущает себя частью чего-то большего, что не может себя отделить, у него слабое чувство осознанности именно по этой причине... Часть семьи, часть коллектива...

Попробуйте сами расписать лучи и посмотрите, что у вас получится...

Далее участники тренинга должны встать, начать подходить друг к другу, знакомиться и выяснять какие лучи по названию совпали, а какие нет. Нужно записать у каждого луча имена тех, с кем произошли совпадения. Тренер участвует в упражнении наравне со всеми. Длительность этой фазы знакомства 10-15 минут.

Далее каждый участник садится и подсчитывает количество совпадений.

После чего тренер просит желающий поделиться результатами мини-исследования и полученными инсайтами. Кто-то озвучивает совпадения, кто-то удивляется, что кто-то осознает себя как модницу, автомобилистку, любительницу рыбалки и шашлыков.

Для кого-то становится откровением, что есть осознание себя женой, дочерью, матерью. но выпало осознание себя как женщины. Кто-то, имея достижения в профессиональной сфере, не воспринимает профессию как часть себя и эти инсайты приходят во время выполнения упражнения.

Участники познакомились и лед сломлен, есть готовность активно работать на тренинге.

К чему этот рассказ об упражнении на тренинге?

Когда рекрутер нас просит рассказать о себе, мы с первого раза не можем из всех наших социальных ролей четко выделить свою профессиональную составляющую. Рассказ получается путанный, как сборная солянка.

Потому что - например, "яжмать" часто неотъемлемо в восприятии себя.

Мы эгоистично полагаем, что рекрутеру интересно всё о нас (хобби, дети, путешествия и т. д.)...

А рекрутер эгоистично хочет знать в первую очередь о наших профессиональных достижениях... Как мы воспринимаем себя как профессионала сегодня. А не наш рассказ-биографию от царя-гороха.

То есть:

"Я опытный водитель/ творческий учитель/ высококлассный специалист в области такой-то/ я успешный руководитель/ эксперт в области...

Я могу дать профессиональную консультацию по таким-то вопросам, ко мне обращаются за советом коллеги из смежных областей по тем-то вопросам...".

Сюда можно добавить некоторые цифры и факты, которые к месту иллюстрируют вашу самопрезентацию:

"Я успешный руководитель офиса продаж, руковожу коллективом из трех человек, именно мой офис стал кузницей кадров в нашем городе, под моим руководством уже порядка 8 специалистов выросли до ведущих специалистов и стали в дальнейшем руководителями офисов продаж или тренинг-менеджерами и внутренними контролерами.

Я неоднократно награждалась грамотами от руководства за лучшее ведение документов, за отличный клиентский сервис, за лучшие показатели по привлечению и удержанию клиентов, за перевыполнение плана продаж. Сегодня я чувствую потребность в дальнейшем росте и развитии и поэтому претендую на должность заместителя регионального директора в вашей компании...

Я уверена что мой опыт адаптации новых сотрудников, глубокое понимание бизнес-процессов - как с позиции предоставления качественного сервиса, так и с позиции поддержания стандартов работы с документацией, достижения лучших результатов по дирекции позволит мне на этой должности помочь вашей дирекции выйти на новый уровень результативности, стать №1 в компании".

То есть, если рекрутер вас просит рассказать о себе - надо раскрыть именно профессиональную составляющую, подкрепить её фактами-доказательствами и связать эту презентацию с вашим намерением занять новую должность, почему вы сейчас хотите занять эту должность и как вы хотите реализоваться в новом амплуа (вам нужно обозначить как ваши навыки принесут пользу компании, куда вы хотите устроиться).

Причём у рекрутеров есть вопрос: "Расскажите о ваших достижениях...".

Вы можете ответить: "Как я говорила ранее, я не раз награждалась грамотами от руководства, помимо этого я участвовала в конкурсе на лучшую идею года, моя идея принесла экономию нашей компании порядка 700 000 рублей, плюс по моему предложению были внесены изменения в некоторые бизнес-процессы и по итогам года компания наградила меня и мою семью поездкой заграницу".

То есть одни важные факты оставьте для рассказа о себе, а часть фактов - для рассказа о ваших достижениях, чтобы специалисту по подбору было вас интересно слушать. В речи важно использовать глаголы результата: я сделал, я достиг, я добился роста продаж на 10%, я продал за прошлый квартал того-то на 10 млн. рублей, а не глагола процесса: я делаю, я работаю уже 10 лет, продаю, стараюсь и т. д.

Когда HR-специалист просит вас рассказать о себе и вы начинаете с того, что вы мать двоих детей, начинали работу в качестве секретаря 10 лет назад - он понимает, что в первую очередь вы ориентированы на семью и не понимаете как рекрутеру дорого его время и что он ждет четких, конкретных, коротких и понятных формулировок "здесь и сейчас".

HR-специалист начинает раздражаться и вы можете его настроить против себя, потому что за день он уже встретился с десятком людей, для которых работа в его компании вторична, а рекрутер ищет того, кто озвучит намерение быть полезным его компании и понимает, каким образом тот может быть полезным, как его опыт отвечает потребностям компании.

(Конечно, это вам сейчас напоминает то, что никто заранее не объясняет правила игры и как правильно отвечать на вопросы рекрутера.

Но здесь есть один простой механизм - всегда думать, а что хочет услышать или понять HR-специалист, задавая свои вопросы.)

Есть такое выражение: "Надеть его ботинки" - нужно посмотреть на свои ответы с позиции рекрутера (вы бы захотели с такими ответами вас нанять). Лучше несколько секунд подумать, чем отвечать что попало.

Лучше выглядеть слегка пафосно в озвучивании своих намерений и достижений, чем амёбно...

(Данный текст написан по мотивам британской статьи и в тоже время отражает мой опыт обучения и оценки персонала и мой личный опыт прохождения и проведения собеседований. Если вы хотите знать все вопросы, которые могут задать на собеседовании и подготовить ответы на них рекомендую для этих целей изучить книги Светланы Ивановой.)

Возможно, вам нужно составить резюме и записать ответы на вопросы вместе с карьерным консультантом. Ответы нужно отрепетировать, чтобы они не были заученными и вымученными, а в вашей речи звучали уверенность в себе и энтузиазм.

Естественно, помощь карьерного консультанта в первую очередь нужна тем, кто претендует на топовые позиции - как правильно и дорого продать себя работодателю. (И готов платить за эту услугу.)

Ещё раз повторюсь женщины часто не осознают себя как профессионала и неправильно отвечают на просьбу рассказать о себе, к тому же есть тренды как вести себя на собеседовании, как оформлять резюме.

Если 20 лет назад нужно было вписывать в резюме хобби и семейное положение, то сегодня хобби в резюме считают глупостью, а семейное положение вашим личным делом и об этом спросят при встрече и при необходимости. Удачного вам собеседования и хорошей работы!

❤️❤️❤️❤️❤️

Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на мой канал!

Пишите в комментариях - на что ещё вы бы обратили внимание!

Интересно узнать ваше мнение! Делитесь статьёй с друзьями!

Мне будет приятно! Обнимаю всех, кто меня читает!

❤️❤️❤️❤️❤️

Читайте также шуточную первоапрельскую статью:

🎯 "5 ПУНКТОВ ПРОВЕРКИ ВНЕШНЕГО ВИДА ПЕРЕД СОБЕСЕДОВАНИЕМ"

или:

🎯 "3 ПРИМЕРА: КАК РАССКАЗАТЬ О СЛОЖНОСТЯХ В РАБОТЕ НА СОБЕСЕДОВАНИИ";

🎯 " КАК ОДЕВАТЬСЯ НА РАБОТУ, ЧТОБЫ - ЧТО...?";

🎯 "ЕСТЬ ЛИ КАРЬЕРА В 40+ ИЛИ КАК ПОНРАВИТЬСЯ МОЛОДОМУ HR-СПЕЦИАЛИСТУ?.

Смотрите красивый нарратив:

🎯 "Королевский стиль для вертикального взлета в вашей карьере".