«Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду — получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца… Вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Спасибо и пока» (из завещания Леонида Быкова).
40 лет назад, 11 апреля 1979 года, трагически оборвалась жизнь Леонида Федоровича Быкова.
Максим Перепелица из одноименного фильма, Алеша Акишин из «Добровольцев», капитан Титаренко из «В бой идут одни «старики»… Леонид Быков был похож на своих киногероев.
Он из того поколения, которое "не успело на войну". Подростком он работал на аэродроме, ожидая приема в летное училище. В 1945-м поступил, но вскоре ее расформировали - война окончилась, а ему остались лишь рассказы и память. Он мечтал снять фильм о тех, кто не вернулся с войны.
"Если бы не это проклятущее кино, был бы я летчиком. В небе. Где нет дорог и правил уличного движения. А есть только простор и воля. Летал бы. Как демон..."
Рас-куд-рявый клен зеленый, лист резной,
Я влюбленный и смущенный пред тобой…
«Предчувствие темы» привело его к созданию фильмов, это дань и благодарность тем, кто подарил его поколению возможность увидеть жизнь. Сценарий «В бой идут одни «старики» написан самим Быковым и Евгением Оноприенко за две недели. Символическим "намеком" судьбы для молодого выпускника Харьковского театрального института стал его приезд в Киев, где он собирался поступить в актерскую школу Киевской киностудии. Не имея возможности устроиться в общежитии, он приспособил для жилища немецкий танк (!), стоявший на выставке трофейного оружия в Пушкинском парке.
Тема войны стала главной в творчестве Леонида Быкова. Собственный опыт научил его, что поколения, не видевшие войны, будут смотреть на нее иными глазами, чем их родители. Главный ее урок: наибольшая ценность в жизни - прежде всего человек. Быков стремился отыскать в войне то, что делает нас лучше. Его личная правда не только в жертвах и испытаниях ради свободы, а в сохранении в себе человеческих качеств. Он хотел рассказать о тех, кто шел в бой и шептал: "До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага...".
Леонид Быков сумел "озвучить" восприятие войны не из глубины окопа. "Смуглянка" появилась в его творчестве как воспоминание о послевоенном времени. Мужественные люди, смеясь сквозь слезы, пели под гармошку песню, которая была одновременно и гимном, и реквиемом.
«Смуглянку» пели возвращавшиеся с войны через Донбасс советские летчики, а 17-летний кучерявый пацан Леня Быков сидел рядом и заворожено слушал…