Найти тему

«Информация к размышлению...»

Ефим Копелян родился в еврейской Речице, 12 апреля 1912 года в семье лесопромышленника Захара (Залмана) Копеляна, входившего в десятку богатейших людей городка. В семье любили искусство, отец и дети неплохо рисовали, двое сыновей стали художниками. И Ефим в детстве был уверен, что станет архитектором.

Окончив школу, он приехал в Ленинград, работал токарем на заводе «Красный путиловец», а затем поступил в Академию художеств на архитектурный факультет. Но однажды, чтобы немного подзаработать в массовке, Ефим пришел в Большой драматический театр имени Горького (БДТ), и это решило его судьбу. Копелян поступает в театральную студию при БДТ. Вот тут-то и открылся в Копеляне талант хара́ктерного актера. Он играл в интермедиях, водевилях, пьесах Островского и был отмечен на страницах журнала «Рабочий и театр». В 1935 году Копелян окончил театральную студию и как лучшего студента его оставили в труппе.

Первая роль Копеляна на профессиональной сцене – кинооператор Бурков в постановке «Не сдадимся». Газеты хвалили спектакль о «челюскинцах», но о молодом актере сказано не было. Дело в том, что из-за переживаний Копелян допустил промах на спектакле: вошел в комнату… через окно, а вышел… через камин. В течение нескольких лет он играл лишь эпизодические роли.

Но в БДТ Ефим нашел свое личное счастье. В мае 1941 года он женился на одной из лучших актрис театра Людмиле Макаровой. Эту пару называли одной из самых красивых пар в Большом драматическом театре. И прожили они вместе 34 года, всегда деля все пополам, будь то краюшка хлеба в блокадном Ленинграде или великая сцена лучшего театра страны.

Ефим Копелян. Фото Рудольфа Кучерова
Ефим Копелян. Фото Рудольфа Кучерова
Копелян Ефим Захарович. ЖЗЛ на «Завалинке»

Когда началась война, Ефим сразу пошел в военкомат и оказался в народном ополчении. Но до фронта дело не дошло. Было принято решение собрать всех артистов во вновь созданном Театре народного ополчения и отправить его с концертами на фронт. Вскоре этот театр стал называться Ленинградским фронтовым агитвзводом.

С приходом в БДТ в 1956 году Георгия Товстоногова для Большого драматического театра вообще и для Ефима Копеляна, в частности, началась новая жизнь. Новый режиссер увидел в Копеляне большого художника. Ефим Захарович стал одним из самых любимых актеров этого легендарного режиссера. Диапазон перевоплощений Копеляна в это время становится шире: от водевильного обманутого мужа в «Соломенной шляпке» до Свидригайлова. И, по иронии судьбы, стал «первым отрицательным героем БДТ». Но актер всегда следовал завету Станиславского: «Играя злого, ищи в нем доброе» – и наоборот. Тогда же проявилось его умение держать многозначительную паузу, которую отметили и зрители, и критики, единогласно назвавшие актера «наш Габен».

Коллеги Копеляна по фильмам впоследствии рассказывали, что молодые гримерши поначалу боялись гримировать Ефима Захаровича – из-за своей «чернявости» он, стоило ему чуть нахмуриться, выглядел довольно грозным. Впрочем, такая яркая, выразительная внешность, безусловно помогала существованию на сцене, когда нужно, чтобы твоя актерская эмоция была видна зрителям на последнем ряду. Со временем у Копеляна появился «фирменный прищур», который можно приметить в ряде картин.

Нередко людей обманывала внешняя сдержанность Ефима Захаровича, его даже считали мрачным человеком. Но он был остроумным жизнелюбцем, тяготился давно прилипшей к нему маской скептика и с блеском сыграл в комедии «Ханума». На сцене и в жизни Копелян не расставался с усами. «Сбрил я их как-то, – рассказывал он, – но Георгий Александрович не оценил. “По-моему, – говорит, – вы сразу потеряли индивидуальность”. Естественно, я за свою индивидуальность очень испугался и решил срочно обрести ее вновь».

Кинематограф открыл талант Копеляна не сразу. Первые его киноработы датированы 50-ми годами. И почти 30 лет ему пришлось сниматься лишь в эпизодах. Заметными стали персонажи Копеляна только в 60-х, 70-х годах.

Одной из первых заметных киноролей для актера стал атаман Бурнаш («Неуловимые мстители». 1966 год). Первоначально Ефим Копелян в фильм «Неуловимые мстители» пробовался на роль Сидора Лютого. Более того, худсовет, рассматривая пробы его на эту роль, утвердил, хотя заметили, что он для этой роли слишком достоверный, серьезный и пожилой. А вот роль атамана Бурнаша сначала хотели отдать Ролану Быкову, но тот отказался от нее. И тогда Кеосаян атаманом делает именно Копеляна. А на роль Лютого пригласили более молодого актера Владимира Трещалова. Именно эта роль принесла принесла Ефиму Захаровичу известность, которую он ждал 30 лет. Несмотря на то, что Бурнаш был отрицательным героем, как бы враг, образ очень понравился зрителям. И в результате Копелян снимался во всех трех фильмах трилогии.

Копеляну была свойственна игра в сдержанных, приглушенных тонах, лаконизм в проявлении душевной жизни персонажей. Но это восполнялось интенсивностью, драматической наполненностью и сложностью переживаний, как бы скрытых, затаенных. Актер заставлял зрителей «отгадывать» психологическую загадку своих героев, отчего становилось еще интереснее наблюдать за их судьбой.

Заслуги актера Ефима Копеляна были отмечены в 1973 году, когда он стал Народным артистом СССР.

Ефим Копелян. Коллаж из сети
Ефим Копелян. Коллаж из сети

В театре и кино актер был нарасхват. Вот только космонавта Копелян, родившийся 12 апреля, не сыграл. Но самая известная его «роль» в кино – закадровый «внутренний голос» Штирлица-Исаева в телесериале «Семнадцать мгновений весны». В его голос влюблялись не меньше, чем в самого Тихонова в роли Штирлица.

Штирлиц Тихонова при всей своей респектабельности и проницательности немного зануда, то Копелян сводит это занудство на нет. Копелян – богатый внутренний мир Исаева-Штирлица, отточенная мысль режиссера Лиозновой. Штирлиц курит – Копелян говорит. Штирлиц пьет пиво – Копелян не тянется за кружкой, он говорит. Штирлиц едет к Борману – Копелян никуда не едет и не идет, он по-прежнему говорит взвешенно и спокойно, говорит, когда Штирлиц молчит, спит, бреется… За эту работу актер получил Государственную премию СССР.

Его называли Ефимом Закадровичем за особый, бархатного тембра, голос, способный украсить любую картину.

...«Это был человек, который всегда улыбался. У него была какая-то совершенно магическая улыбка – в усы. И добрейшие глаза, светившиеся дружелюбием, они будто озаряли все вокруг. Создавалось впечатление, что даже стоявшие на площадке осветительные приборы начинали гореть ярче – с ним к нам приходила радость творчества.» Так об актере вспоминает один из режиссеров ленты «Вечный зов» Владимир Краснопольский – «В то время в кино существовала традиция: негативного героя – белогвардейца или кулака – обязательно должен играть очень неприятный человек с отталкивающей внешностью. Мы кулаков приглашали интересных, в том числе и внешне, актеров. Мы исходили из того, что это люди не только со своей биографией, порой трагической, но и собственной философией – они боролись за то, что считали правильным. И Кафтанов был именно таким героем, поэтому кандидатуру Копеляна пришлось отстаивать»
Из фильма «Вечный зов»
Из фильма «Вечный зов»

В 1974 году врачи поставили актеру, жаловавшемуся на боли в желудке, страшный диагноз: рак. Копелян так переволновался, что попал в больницу с инфарктом. Там он прошел обследование, которое показало, что никакого рака у Ефима Захаровича нет, просто сердечная боль отдавала в желудок. Ефим Копелян ушел 6 марта 1975 года, не пережив второго инфаркта в санатории в Мельничьем ручье под Ленинградом.

Когда Ефим Захарович умер, Товстоногов произнес фразу, сразу ставшую легендарной – «Из театра ушла совесть».

Вы не забыли поставить лайк? :) Буду рада новым подписчикам нашего канала «История, которую мы забываем». Спасибо!