Недавно Самару взбудоражила новость. На известном ракетостроительном заводе счёты с жизнью свёл 28-летний экономист. Предприятие - то самое, на котором собирали ступени ракеты "Восток", доставившей на орбиту первого космонавта - Юрия Гагарина. Погубивший себя парень, якобы, узнал о своём грядущем сокращении. Скандал предали огласке. Следственный комитет краток: Действительно было. Ведём проверку. Точной информации о сотруднике немного. Говорили - жена, ребёнок, ипотека. Но встречаются в интернете и другие комментарии.
Сокращения действительно есть. По информации службы занятости, в апреле-мае 2019 года работы лишатся 839 сотрудников завода. Большинство - предпенсионеры. Всем выплатят по три оклада и обещают подыскать новые места. Причина - оптимизация производства. В этом году предприятию исполняется ровно 125 лет. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, заглянем в историю.
Основан завод был ещё в царской России (1893 ) немцем Юлием Меллером. Предприятие, носившее тогда название "Дукс", занималось сборкой велосипедов и располагалось в Москве. Позднее завод осваивает сборку авто, а в 1910 году в небо поднимается первый самолет - "Фарман".
После революции, предприятие получает название "Государственный авиационный завод 1". Осенью 1941 года его эвакуируют в Куйбышев. Здесь заводчане собирают штурмовики ИЛ-2, которые сыграют большую роль в победе над фашистской Германией. Всего Куйбышев даёт фронту свыше 40 000 "летающих танков".
Затем приходит космическая эпоха. Коллективу удаётся сделать из боевой межконтинентальной ракеты Р-7 космическую.
Сегодня предприятие носит название РКЦ "Прогресс". За всю историю покорения космоса в высокий полет отправились свыше 1900 его ракет. Однако, нельзя не признать, что в последние десятилетия количество пусков заметно снизилось. Если в Советский период ежегодно взлетали от 80 до 100 ракет-носителей, то начиная с середины 90-х, около 30-ти. В этом году запланирован 21 пуск "Союзов".
Вероятно, именно поэтому предприятию приходится "ужимать" штат. Пусть СМИ и твердят, что завод обеспечен заказами на много лет вперёд. Космос вообще затратная и нерентабельная штука. В какой-то момент развитие замерло. Российские ракеты летают на тех же двигателях РД-107 и РД-108, что и 60 лет назад. Яблони на Марсе по-прежнему не цветут, и на тропинках далёких планет наши следы не остаются.
И без того урезанное государством финансирование пытаются периодически прикарманить. На том же "Прогрессе" в 2016 году был скандал с хищением 1 миллиарда рублей представителями руководства. Честно, я надеюсь на лучшее. Повод для оптимизма есть: заводу доверили создание ракеты среднего класса "Союз -5". Участвует он и в конкурсе на разработку сверхтяжелой машины, которая сможет доставлять на орбиту груз весом от 80 до 100 тонн.
Читайте также:
► Чем опасна святая вода?
► Украинский или русский? Какой язык древнее?
► Как обезьяна попала в древний Новгород?
Спасибо за внимание! Подписка на статьи → здесь