Общеизвестно, что Сократ является основоположником западной философии - мыслителем, чьи идеи, зафиксированные для нас его преданным учеником Платоном, формировали мышление на протяжении более 2000 лет.
«К лучшему или к худшему, - писал ученый-классик Дискин Клей в« Платонических вопросах » (2000), - « Сократ Платона - это наш Сократ ». Вот привычный нам образ Сократа , который достался нам от Платона - человек простого происхождения, малообразованный, обычной и непривлекательной внешности, женатый на скандальной Ксантиппе, который стал блестящим философом.
И Платон и Ксенофонт, второй биограф Сократа родившиеся в 424 г. до н.э., знали Сократа (родившегося на 45 лет раньше) только как старика. Стремясь защитить свою репутацию от обвинений в « поклонении новым богам » и «развращении молодых людей», из-за которых он в конечном итоге предстал перед судом и был казнен, они нарисовали портрет Сократа в позднем среднем возрасте как благочестивого учителя и этчески безупречного мыслителя. Человека, стремящегося избегать телесных удовольствий ради служения образованию.
И все же этот явно идеализированный портрет Сократа - не вся история, и она не дает нам никаких объяснений возникновения его идей. Ученик Платона Аристотель и другие древние писатели предоставляют нам поправки в платоновскому Сократу. Например, последователи Аристотеля Аристоксен и Клеарх Солский упоминают моменты его биографии, которые они могли слышать от своего учителя.
Из них мы узнаем, что Сократ в подростковом возрасте был близок с выдающимся философом постарше, Архелаем; что он несколько раз женился, впервые на аристократической женщине по имени Мирто, с которой у него было два сына; и что у него был роман с Аспазией из Милета, умной и влиятельной женщиной (возможно гетерой), которая позже стала подругой Перикла, ведущего гражданина Афин.
Если верить этим утверждениям, возникает другой Сократ: высокопоставленный молодой афинянин, чей личный опыт общения в утончённом обществе вдохновил его на новый стиль философии, который должен был изменить образ мысли потомков. Но можем ли мы доверять этим более поздним авторам? Как могли писатели двух или более поколений, после Сократа, противоречить Платону?
Один из ответов заключается в том, что Аристотель мог получить некоторую информацию лично от Платона, а не из его произведений, и передать это своим ученикам; другое состоит в том, что, будучи членом Академии Платона в течение 20 лет, Аристотель мог знать, что Платон исключил некоторые факты, чтобы защитить репутацию философа; третье - более поздние авторы имели доступ к другим источникам (устным и письменным), кроме Платона.
Экстрентичный платоновский Сократ утверждает, что слышал голоса в голове с юности, и описывается как часами стоящий посреди улицы, глубоко задумавшись. Платон отмечает эти явления без комментариев, принимая описание голосов Сократа как некоего «божественного знака» и сообщая о его внушающей страх способности медитировать часами подряд. Аристотель, сын врача, придерживался более медицинского подхода: он предположил, что Сократ (наряду с другими мыслителями) страдал от заболевания, которое он называет «меланхолией».
Недавние медицинские исследователи предполагают, что поведение Сократа соответствовало состоянию здоровья, известному как каталепсия. Такое состояние вполне могло бы заставить Сократа чувствовать себя изгоем среди сверстников в молодости, побуждая его начать другой образ жизни.
Если полученная картина жизни и личности Сократа заслуживает пересмотра, как насчет его мысли? Аристотель ясно указывает в своей Метафизике, что Платон исказил Сократа относительно так называемой Теории Форм:
Самого Сократа интересовала этика, пренебрегающая миром реальности, но ища универсальность этических законов, он был первым, кто их точно определил. Платон перенял эту доктрину, но утверждал, что всеобщее применимо не к объектам чувств, а к объектам другого рода. Он думал, что одно описание не может определить вещи, которые воспринимаются, поскольку такие вещи всегда меняются. Неизменяемые сущности он называл «формами», то что мы знаем как архетипы или «идеальные субъекты»…
Практичному Аристотелю такие туманные взгляды были мало симпатичны. Будучи биологом и ученым, он в основном занимался эмпирическим исследованием мира. В своих собственных трудах он отклонил формы, заменив их логическим описанием универсалий и их конкретных экземпляров. Для него Сократ был также более здравомыслящим мыслителем, чем пытался изобразить Платон.
Источники поздней античности, такие как христианские писатели 5-го века н.э. Теодорет из Кирры и Кирилл из Александрии, утверждают, что Сократ был, по крайней мере, бисексуальным молодым человеком. Они указывают на предпочтения Сократа в трудах Платона, таких как в диалоге Charmides, где Сократ утверждает, что был сильно возбужден видом голой груди молодого человека.
Однако единственным партнером Сократа, которого Платон называет, является супруга Ксантиппа; но так как она носила ребенка на руках, когда Сократу было 70 лет, вероятнее всего, что они встретились более десяти лет назад, когда Сократу было уже за пятьдесят. Отказ Платона упомянуть первую знатную жену Мирто может быть попыткой скрыть, что Сократ происходил из относительно богатого рода, связанного с аристократическим обществом; во многом благодаря тому, что Сократа считали связанным с антидемократическими аристократами, пришедшими к власти в Афинах, его судили и казнили в 399 году до нашей эры. Таким образом, свидетельство Аристотеля является ценным напоминанием о том, что образ Сократа, завещанный Платоном, не должен приниматься безоговорочно.
Прежде всего, если Сократ в какой-то момент своей ранней зрелости стал спутником Аспазии - женщины, известной как учитель красноречия и консультанта по отношениям, - это потенциально меняет наше понимание не только ранней жизни Сократа, но и формирования его философской идеи.
Он знаменит тем, что говорит: «Все, что я знаю, это то, что я ничего не знаю». Но одна вещь, которую он, как утверждается в платоновсом «Симпозиуме», точно знает - это любовь, о которой он узнал от умной женщины. Может быть, эта женщина была Аспазия, когда-то его любимая спутница? Настоящий Сократ остаётся неуловимым, но в заявлениях Аристотеля, Аристоксена и Клеарха Солского мерцают интригующие штрихи другого Сократа.
-----------------------------------------------------------------------------
Ещё интересно будет почитать:
"Личная жизнь Венеры."
"Чему учил Жан Жак и за что сожгли Эмиля."
"Небесный итальянец, изменивший нашу жизнь".
Ого! Спасибо, что добрался до конца, мудрый читатель! Подпишись на канал ИНТЕЛЛЕКТОR и почитывай дальше всякую интересную всячину. И благодарю за лайк! Ваше мнение о прочитанном - в комментариях - мне очень интересно.