От Кубрика до французского экстрима
В прокате все еще идет «Мы» Джордана Пила — остроумный и многослойный хоррор про двойников и ужас в глазах смотрящего. Вот вам несколько похожих картин — некоторые Пил цитирует, некоторые просто приходят в голову.
«Челюсти» (1975)
Тоже ужас в жарких объятиях пляжа, тоже прямая, но неоднозначная угроза, обозначающая, что угодно — вплоть до потенциального вторжения из СССР. Хитовый хоррор Стивена Спилберга, наводящий ужас одной музыкальной темой и плавником.
«Вторжение похитителей тел» (1978)
Еще один фильм с привкусом антикоммунистической паранойи, но теперь принявший характер угрозы из космоса. Коварные растения подменяют людей, заставляя их иначе смотреть на жизнь — чем не идеальная метафора политического перерождения.
«Сияние» (1980)
Образцовый и многослойный хоррор Стэнли Кубрика, пугающий не столько призраками, ошметками романа Стивена Кинга и выпученными глазами Джека Николсона, сколько величием замысла и горкой исторических ран, которые рифмуются с распадом обычной американской семьи. Джордана Пила, разумеется, тоже записывают уже в "новые Кубрики".
«Забавные игры» (1997)
Экскурсия в классический цивилизованный страх от сурового австрийца Михаэля Ханеке: в дом врываются двое незнакомцев, вежливость игнорируют, находят повод для применения насилия — и заставляют зрителя то ли бояться, то ли любоваться (впрочем, больше Ханеке интересует, как жуткая фантазия обывателя воплощается в реальность).
«Мученицы» (2008)
Одна из жемчужин французского нового экстремизма: жестокий хоррор о природе веры, предлагающий задуматься об экзистенциальном через максимально приземленное и телесное.
«Бабадук» (2014)
Эффектный и довольно компактный хоррор, в котором ужасы материнства и социальных условностей принимают форму монстра, с которым приходится что-то делать. Впечатляющий дебют Дженнифер Кент.
Про другие коротыши, ставшие полным метром
«Оно» (2017)
Экранизация Стивена Кинга, события которой так же разворачиваются в 1980-е и в наши дни, подробно описывая детскую незащищенность и всенародную нетерпимость, а заодно рифмуя эпоху Рейгана и Трампа.
«Под Сильвер-Лэйк» (2018)
Головокружительный синефильский и маскультный ребус, одновременно рассказывающий об устройстве мира, культуры и поколении, которое заплутало и не найдет себя в гугле. Как и «Мы», поначалу производит впечатление неразгадываемой шарады, но потом все встает на свои места.