Когда у меня складываются интересные разговоры о чтении с людьми читающими и пишущими, польза от этих бесед не только в их непосредственном содержании - истории приобщения к чтению, рабочие инструменты и ритуалы, мысли о настоящем и будущем чтения.
Польза от них еще и в последующем процессе размышлений, который эти беседы запускают. Темы разнятся, однако всегда они связаны с поисками ответа на вопрос - зачем мы читаем?
О чтении и причинах
У каждого из нас в детстве были книги, определившие многое в жизни. Иногда это была одна книга, но чаще - серия взаимосвязанных книг. Для меня это был Жюль Верн и капитан Немо, от которого мостики перекинулись к Рафаэлю Сабатини и Александру Дюма. В те годы я много читал, потому что меня вдохновлял сам процесс чтения и игра воображения (а еще потому, что Майкл Бэй в те годы снимал еще видеоклипы, ну а Ридли Скотт, который уже творил свои шедевры, был недоступен для просмотра в моих широтах)
Однако время меняло мой подход к чтению. Опустив ряд важных и интересных, но представляющих лишь ретроспективную ценность, этапов и поворотов, перейду сразу к настоящему моменту. Сейчас я читаю книги исключительно для практической пользы и интересной беседы.
Редко начинаю чтение книги без поверхностного знакомства с ней методом предварительного просмотра, вопросов и фрирайтинга. Иногда, задав себе перед чтением несколько простых вопросов, и запустив процесс фрирайтинга для исследования ответов, я …откладываю чтение выбранной книги на некоторое время. И все чаще расширяю список книг для проработки новых вопросов, которые появились в процессе фрирайтинга.
У меня нет какого-то устоявшегося списка вопросов. Постоянно лишь их количество и время отведенное для исследования ответов. Сейчас я использую следующий список:
- ЧТО я уже знаю по этой теме?
- КАК информация из данной книги может быть связана с уже имеющейся информацией?
- ДЛЯ ЧЕГО и КАК ИМЕННО я планирую воспользоваться всей этой информацией?
Самый явный признак того, что вы читаете правильно и эффективно, — это усталость. Настоящее чтение требует интенсивной работы ума. Я далеко не расслабленный человек, но раньше нередко обнаруживал, что читаю вяло и пассивно. Частенько я не мог читать более нескольких часов подряд, но за это время, как правило, удается прочесть немного. Обычно настоящее чтение — это тяжелая и медленная работа. Наверняка есть люди, читающие качественно и быстро, но я к таковым не отношусь. Тем более что сама по себе скорость неважна. Главный фактор — это активность. Пассивное чтение не приносит плодов. Оно использует мозг, как промокательную бумагу
Помимо усталости должен существовать видимый результат интеллектуальной деятельности. Обычно людям свойственно основные процессы мышления выражать словами. Мы привыкли вербализировать собственные мысли, вопросы и суждения, которые возникают в процессе чтения. Читая, вы непременно думаете, а потому у вас всегда есть то, что можно выразить словами. Отчасти я считаю чтение медленным процессом, потому что веду дневник своих скромных интеллектуальных достижений. Я не могу перейти на следующую страницу, если не запишу мысль, которая пришла мне в голову при чтении текущей
-Мортимер Адлер, американский философ, педагог и популяризатор
Об откладывании и возвращении
Не даю книгам оценок. Потому как искренне считаю, что нет не интересных книг. Тут все так же как и с людьми, которые, как и книги, бывают просто не к месту и не ко времени.
Понравилась или не понравилась – пожалуй, самый неопределенный ответ, который может быть дан в отношении книги прочитанной. Вот если мой собеседник расскажет о том, какие вопросы перед ним стояли или какую задачу он решал, и как книга оказалась полезной или лишь отняла драгоценное время - вот тогда... Впрочем, даже в таком варианте ответа, я лишь составлю отдаленное представление о книге - ведь вопросы и задачи моего собеседника выхватывают лишь отдельные стороны книги.
Отправляясь же на поиски собственных ответов, я всегда взаимодействую с книгой, как с собеседником. Работа с книгой - это ведь не только информация и знания. Это еще и большое количество собственных мыслей и идей, к которым меня подталкивает процесс чтения. Иногда это инсайты, переворачивающие все. Но чаще это просто идеи, некоторые из которых трансформируются в списки действий и проектов. И обязательно появляются новые вопросы, на которые я продолжаю искать ответы ...уже в других книгах.
Потому, книга не просто уходит на полку. Вопросы, на которые ищу ответы, трансформируют процесс работы с книгой: чтение, размышление, действие, отложил на полку, вернулся и вновь чтение. Вот так и продвигаюсь в поисках ответов и новых вопросов по спирали самообучения.
В чем же главное значение книжного влияния? Не столько в том, что читатель выносит из книги, сколько в том, что он сам переживает во время ее чтения - в том, что он передумывает, читая ее, в том, какие чувства, настроения, стремления и мечты зарождаются при этом в читательской душе и стремления к каким именно действиям. Но все это происходит не столько под влиянием книги, сколько совместно с нею, одновременно.
-Николай Рубакин, русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель
Завершение
Замечу, что в моей заметке ответов нет, а есть лишь несколько историй о процессе поиска. Буду рад прочитать в комментариях ваши истории…
__________
В статье использованы фотографии из альбома "Путешествие в Грецию" фотографа Татьяны Кучиевой
__________
Интересного чтения и практической пользы!
Вадим Бугаев
блог "Чтение для практики" || рассылка "Книги и ссылки"