В 1950-х, на основании договора о дружбе и взаимопомощи, СССР помог наладить производство лицензионной копии танка Т-54 (Type 59) в Китае. Машина на долгие годы стала основой для обширной ветви бронетехники, которую модернизировали вплоть до середины 1980-х. Но даже такая удачная, для своего времени, конструкция имела изъяны.
В частности, китайская армия считала Type 59 излишне тяжелым. Так, 36-тонная машина с переменным успехом могла применяться на юге Китая – с его болотами, рисовыми полями и холмистой местностью. Стране требовался легкий танк. Но где же его взять, если промышленность только освоила копию не самой новой машины?
Облегченный Т-54
В 1957 году военные сформировали требования к будущей машине, а спустя год с конвейера Harbin First Machinery Building Group Ltd сошли первые опытные образцы. Изначально концепция была проста: взять средний Type 59, и «отсечь» все лишнее, превратив его в легкий танк. До 1962 года конструкцию дорабатывали, а в начале следующего года НОАК получила легкий танк Type 62.
Внешне машину сложно отличить от Type 59\Т-54. Но если присмотреться, то можно заметить уменьшенный просвет между первым и вторым катком. Это позволило сократить длину корпуса до 5,6 метра (у Т-54 – 6,2 метра). «Поработали» и над бронированием. В Type 62 лобовую часть и борта корпуса собрали из 25-мм бронелистов. А самый защищенный лоб башни состоял из 80-мм листа (вместо 200 мм у Type 59). Такое радикальное «разбронирование» позволило сократить массу до 21 тонны.
Концепция танка всецело повторяла Т-54: четыре члена экипажа, классическая компоновка (моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое – посередине, впереди – отделение управления). Главным отличием было максимальное упрощение. Приборы наблюдения маханика-водителя состояли из трех перископов, один из которых можно было заменить активным прибором ночного видения (аналог ТВН-1) с видимостью до 50 метров. Заряжающему и наводчику досталось по одному перископическому прибору наблюдения, а командиру – три, но неподвижных.
Основным орудием Type 62 стала нарезная 85-мм пушка Type 62-85TC с эжектором пороховых газов как на 100-мм орудии Type 59. В боекомплект из 47 снарядов входили стандартные бронебойные, подкалиберные и осколочно-фугасные выстрелы. С последним дальность стрельбы достигала 13 километров. Но дальность прицельного огня не превышала 2 километров, что обуславливалось примитивной оптикой.
С орудием был спарен 7,62-мм пулемет Type 59T – такой же пулемет устанавливали в качестве курсового. А у люка заряжающего размещался крупнокалиберный Type 54 (копия ДШКМ) на поворотной турели.
Машину приводил в движение 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения 12150L-3. Это была дефорсированная версия двигателя Type 59, который, в свою очередь, был копией советского дизеля В-54. Его мощность составляла 430 сил, чего с лихвой хватало 21-тонном танку. Удельная мощность составляла 20,5 л.с.\т (у Т-54 – 14,4 л.с.\т). Это позволяло развивать скорость на шоссе в 60 км\ч, и до 35 км\ч – по пересеченной местности. А запас хода достигал 500 километров. Подвеска визуально похожа на Т-54, но тоже является ее «уменьшенной копией» - опорные катки сделали легче и тоньше, а ширину гусеницы уменьшили.
В итоге у китайцев получилась максимально упрощенная копия изначально довольно простого Т-54. А на чертежах среднего танка был создан новый легкий танк для применения в труднопроходимых условиях.
Боевое применение
Первые Type 62 поступили в распоряжение разведывательного батальона штаба 43-й группы армий военного округа Гуанчжоу. Это же подразделение было отправлено в помощь Вьетнамской народной армии в середине 1960-х. В силу небольшой массы эти машины могли вместе с пехотой следовать по болотистому ландшафту страны, своевременно оказывая артиллерийскую поддержку пехоты. Данных о встречах с вражескими танками нет. Но тот факт, что машины применялись до 1975 года, говорит об их уместности.
Следующим эпизодом применения Type 62 стала Китайско-Вьетнамская война 1979 года. 17 февраля войска Гуанчжоуского военного округа пересекли границу Вьетнама. Китайцы собрали для наступления около 200 машин, большинство из которых составляли легкие Type 62. Несмотря на то, что они были созданы для действий в тех условиях, обладая достаточной мобильностью и проходимостью, без проблем не обошлось.
Так, машины с любых проекций поражались советскими РПГ, что еще в ходе войны привело к модернизации парка Type 62. Точные потери танков неизвестны, но они были достаточно ощутимыми, что бы в конце 1970-х их перевели на «вторую линию» обороны Южного Китая.
Работа над ошибками
После того, как первые Type 62 «познали» РПГ, началась работа над модернизацией до уровня Type 62-I. Танки оснастили лазерным дальномером, а турель зенитного пулемета снабдили щитком. Защищенность, предположительно, улучшили навесной броней. В 1980-х танкам добавили противокумулятивные экраны и забашенную корзину для хранения ЗИП.
В таком амплуа Type 62-I прослужили до 2000 года. После, парк легких машин довели до уровня Type 62G. Масштабный пакет улучшений включал новую сварную башню с использованием комбинированной брони. 85-мм орудие заменили китайской копией 105-мм британского орудия L7 со стабилизатором. А наводчику, командиру и механику-водителю дали новые ПНВ.
Все это, вкупе с низкой ценой, позволило достичь внушительных экспортных успехов. Из 1,5 тысячи выпущенных Type 62 – 559 танков были проданы в армии 12 стран. Примечательно, что в девяти армиях примитивная машина эксплуатируется по сей день.
Итоги
Изначально Type 62 создавался для действий в районах, недоступных для «полновесной» бронетехники. Это обусловило скудное бронирование машины. Но в том была своя логика – если в район с трудом попал 21-тонный «Тип 62», то более грозных танков там увидеть не придется. Но легендарный гранатомет РПГ обнулил эту концепцию. Тогда в НОАК стало ясно, что Type 62 может оставаться лишь на вторых ролях. Машины оставались в разведывательных батальонах НОАК до 2013 года, пока их, наконец, не сняли с вооружения, заменив современными образцами.