Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

Type 62: самый дешевый танк в мире на агрегатах Т-54

В 1950-х, на основании договора о дружбе и взаимопомощи, СССР помог наладить производство лицензионной копии танка Т-54 (Type 59) в Китае. Машина на долгие годы стала основой для обширной ветви бронетехники, которую модернизировали вплоть до середины 1980-х. Но даже такая удачная, для своего времени, конструкция имела изъяны.

Если не присматриваться - Type 62 покажется точной копией Т-54А\Type 59. Это обусловлено концепцией "пятьдесятчетверок", которая легла в основу новой машины
Если не присматриваться - Type 62 покажется точной копией Т-54А\Type 59. Это обусловлено концепцией "пятьдесятчетверок", которая легла в основу новой машины

В частности, китайская армия считала Type 59 излишне тяжелым. Так, 36-тонная машина с переменным успехом могла применяться на юге Китая – с его болотами, рисовыми полями и холмистой местностью. Стране требовался легкий танк. Но где же его взять, если промышленность только освоила копию не самой новой машины?

Облегченный Т-54

В 1957 году военные сформировали требования к будущей машине, а спустя год с конвейера Harbin First Machinery Building Group Ltd сошли первые опытные образцы. Изначально концепция была проста: взять средний Type 59, и «отсечь» все лишнее, превратив его в легкий танк. До 1962 года конструкцию дорабатывали, а в начале следующего года НОАК получила легкий танк Type 62.

Основное орудие танка - нарезная 85-мм пушка Type 62-85TC. Она не могла на равных противостоять новейшим танкам, но для поддержки пехоты и борьбы с легкой бронетехники ее хватало
Основное орудие танка - нарезная 85-мм пушка Type 62-85TC. Она не могла на равных противостоять новейшим танкам, но для поддержки пехоты и борьбы с легкой бронетехники ее хватало

Внешне машину сложно отличить от Type 59\Т-54. Но если присмотреться, то можно заметить уменьшенный просвет между первым и вторым катком. Это позволило сократить длину корпуса до 5,6 метра (у Т-54 – 6,2 метра). «Поработали» и над бронированием. В Type 62 лобовую часть и борта корпуса собрали из 25-мм бронелистов. А самый защищенный лоб башни состоял из 80-мм листа (вместо 200 мм у Type 59). Такое радикальное «разбронирование» позволило сократить массу до 21 тонны.

Концепция танка всецело повторяла Т-54: четыре члена экипажа, классическая компоновка (моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое – посередине, впереди – отделение управления). Главным отличием было максимальное упрощение. Приборы наблюдения маханика-водителя состояли из трех перископов, один из которых можно было заменить активным прибором ночного видения (аналог ТВН-1) с видимостью до 50 метров. Заряжающему и наводчику досталось по одному перископическому прибору наблюдения, а командиру – три, но неподвижных.

Корпус танка состоял из 25-мм бронелистов, а максимальная толщина брони в башне не превышала 80 мм. Это делало Type 62 легкой мишенью для противотанковых средства того времени
Корпус танка состоял из 25-мм бронелистов, а максимальная толщина брони в башне не превышала 80 мм. Это делало Type 62 легкой мишенью для противотанковых средства того времени

Основным орудием Type 62 стала нарезная 85-мм пушка Type 62-85TC с эжектором пороховых газов как на 100-мм орудии Type 59. В боекомплект из 47 снарядов входили стандартные бронебойные, подкалиберные и осколочно-фугасные выстрелы. С последним дальность стрельбы достигала 13 километров. Но дальность прицельного огня не превышала 2 километров, что обуславливалось примитивной оптикой.

С орудием был спарен 7,62-мм пулемет Type 59T – такой же пулемет устанавливали в качестве курсового. А у люка заряжающего размещался крупнокалиберный Type 54 (копия ДШКМ) на поворотной турели.

Танк приводился в движение дефорсированной до 430 сил версией мотора 12150L. Этот агрегат, в свою очередь, был копией мотора советского Т-54
Танк приводился в движение дефорсированной до 430 сил версией мотора 12150L. Этот агрегат, в свою очередь, был копией мотора советского Т-54

Машину приводил в движение 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения 12150L-3. Это была дефорсированная версия двигателя Type 59, который, в свою очередь, был копией советского дизеля В-54. Его мощность составляла 430 сил, чего с лихвой хватало 21-тонном танку. Удельная мощность составляла 20,5 л.с.\т (у Т-54 – 14,4 л.с.\т). Это позволяло развивать скорость на шоссе в 60 км\ч, и до 35 км\ч – по пересеченной местности. А запас хода достигал 500 километров. Подвеска визуально похожа на Т-54, но тоже является ее «уменьшенной копией» - опорные катки сделали легче и тоньше, а ширину гусеницы уменьшили.

Концепция машины предполагала максимальное упрощение. В связи с этим, самым технологичным прибором в Type 59 был инфракрасный ПНВ водителя, который обеспечивал видимость в 50 метров
Концепция машины предполагала максимальное упрощение. В связи с этим, самым технологичным прибором в Type 59 был инфракрасный ПНВ водителя, который обеспечивал видимость в 50 метров

В итоге у китайцев получилась максимально упрощенная копия изначально довольно простого Т-54. А на чертежах среднего танка был создан новый легкий танк для применения в труднопроходимых условиях.

Боевое применение

Type 62 из состава Вьетнамской народной армии, Вьетнамская война, 1973 год. Этот конфликт стал "боевым крещением" легких машин. В тех условиях проявилась их высокая мобильность в условиях сложной проходимости
Type 62 из состава Вьетнамской народной армии, Вьетнамская война, 1973 год. Этот конфликт стал "боевым крещением" легких машин. В тех условиях проявилась их высокая мобильность в условиях сложной проходимости

Первые Type 62 поступили в распоряжение разведывательного батальона штаба 43-й группы армий военного округа Гуанчжоу. Это же подразделение было отправлено в помощь Вьетнамской народной армии в середине 1960-х. В силу небольшой массы эти машины могли вместе с пехотой следовать по болотистому ландшафту страны, своевременно оказывая артиллерийскую поддержку пехоты. Данных о встречах с вражескими танками нет. Но тот факт, что машины применялись до 1975 года, говорит об их уместности.

Следующее прибытие китайских Type 62 во Вьетнам  состоялось в 1979 года - во время китайского вторжения. Именно здесь легкие танки столкнулись с советскими РПГ, перед которыми броня Type 62 была бесполезна
Следующее прибытие китайских Type 62 во Вьетнам состоялось в 1979 года - во время китайского вторжения. Именно здесь легкие танки столкнулись с советскими РПГ, перед которыми броня Type 62 была бесполезна

Следующим эпизодом применения Type 62 стала Китайско-Вьетнамская война 1979 года. 17 февраля войска Гуанчжоуского военного округа пересекли границу Вьетнама. Китайцы собрали для наступления около 200 машин, большинство из которых составляли легкие Type 62. Несмотря на то, что они были созданы для действий в тех условиях, обладая достаточной мобильностью и проходимостью, без проблем не обошлось.

Вьетнамские солдаты позируют на фоне подбитого Type 62
Вьетнамские солдаты позируют на фоне подбитого Type 62

Так, машины с любых проекций поражались советскими РПГ, что еще в ходе войны привело к модернизации парка Type 62. Точные потери танков неизвестны, но они были достаточно ощутимыми, что бы в конце 1970-х их перевели на «вторую линию» обороны Южного Китая.

Работа над ошибками

В 1979 году танки модернизировали до уровня Type 62-I. Внешне их можно отличить по лазерному дальномеру над стволом пушки
В 1979 году танки модернизировали до уровня Type 62-I. Внешне их можно отличить по лазерному дальномеру над стволом пушки

После того, как первые Type 62 «познали» РПГ, началась работа над модернизацией до уровня Type 62-I. Танки оснастили лазерным дальномером, а турель зенитного пулемета снабдили щитком. Защищенность, предположительно, улучшили навесной броней. В 1980-х танкам добавили противокумулятивные экраны и забашенную корзину для хранения ЗИП.

С 1980-го Type 62-I получили щитки у люка заряжающего и элементы накладной брони
С 1980-го Type 62-I получили щитки у люка заряжающего и элементы накладной брони

В таком амплуа Type 62-I прослужили до 2000 года. После, парк легких машин довели до уровня Type 62G. Масштабный пакет улучшений включал новую сварную башню с использованием комбинированной брони. 85-мм орудие заменили китайской копией 105-мм британского орудия L7 со стабилизатором. А наводчику, командиру и механику-водителю дали новые ПНВ.

В 2000 году Type 62 оснастили новой сварной башней со 105-мм стабилизированным орудием, все члены экипажа получили ночные приборы наблюдения. В таком амплуа эти танки прослужили в НОАК до 2013 года
В 2000 году Type 62 оснастили новой сварной башней со 105-мм стабилизированным орудием, все члены экипажа получили ночные приборы наблюдения. В таком амплуа эти танки прослужили в НОАК до 2013 года

Все это, вкупе с низкой ценой, позволило достичь внушительных экспортных успехов. Из 1,5 тысячи выпущенных Type 62 – 559 танков были проданы в армии 12 стран. Примечательно, что в девяти армиях примитивная машина эксплуатируется по сей день.

В силу простоты и дешевизны, Type 62 пользовался спросом на зарубежных рынках. В девяти странах эта машина до сих пор в строю.
В силу простоты и дешевизны, Type 62 пользовался спросом на зарубежных рынках. В девяти странах эта машина до сих пор в строю.

Итоги

Изначально Type 62 создавался для действий в районах, недоступных для «полновесной» бронетехники. Это обусловило скудное бронирование машины. Но в том была своя логика – если в район с трудом попал 21-тонный «Тип 62», то более грозных танков там увидеть не придется. Но легендарный гранатомет РПГ обнулил эту концепцию. Тогда в НОАК стало ясно, что Type 62 может оставаться лишь на вторых ролях. Машины оставались в разведывательных батальонах НОАК до 2013 года, пока их, наконец, не сняли с вооружения, заменив современными образцами.

-13
На сегодняшний день в Китае Type 62 списаны. Некоторые из них - как в данном случае - стали объектом для тренировок инженерных войск.
На сегодняшний день в Китае Type 62 списаны. Некоторые из них - как в данном случае - стали объектом для тренировок инженерных войск.

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – иные тексты о китайской бронетехнике: