По известной поговорке у России две проблемы: дураки и дороги. И если дураков можно научить, то с дорогами у нас постоянно проблемы. Нет почти ни одного города, где не ругались бы на плохое дорожное покрытие. Сегодня мы разберёмся, почему у российского асфальта такое низкое качество.
Производство асфальта
Асфальт — это химически устойчивый материал, способный адаптироваться к абсолютно любым климатическим реалиям. В настоящее время асфальт может самый разнообразный: сульфированным, черным, коричневым, сделанным из пластика. Но каким бы он не был, его всегда получают из углеводов и только натуральных источников, а также из материалов, которые получают в процессе переработки нефти.
В России первоначально асфальт не производили, а покупали у зарубежных соседей. Впервые производство асфальта была начато в 1873 году. Инженер и архитектор Иван Буттац смог запустить и наладить производство асфальта на Сызранском заводе.
Состав асфальта может быть природного или искусственного происхождения. Но в любом случае основное сырье для его производства это — битум, который добывают в Мёртвом море в Израиле. Месторождение битума найдено также в озере Пич-Лейк (Канада). В последнее время были найдены небольшие месторождения природного битума в США, Иране и Кубе.
В России используют только искусственный асфальт, который состоит из битума, щебня, минерального песка. Помимо этого в состав российского асфальта могут входить и другие добавки, которые чаще всего получают в процессе переработки старых автомобильных шин. По сравнению с бетоном асфальтное покрытие более ровное и менее шумное. Асфальтное покрытие можно ремонтировать, чем ежегодно занимаются дорожные службы в РФ.
Одна из причин плохого качества дорог
Сотрудниками филиала ФГУП «РОСДОРНИИ», расположенного в г. Пермь было проведено исследование, целью которого было выявить причины плохого качества российских дорог. Они рассмотрели процесс ремонтных работ в Пермской крае, который ничем не отличается от любого другого города в России.
Одной из главных причин, которую выделяют исследователи — это неправильная организация и проведение конкурсных процедур. Довольно часто котировочные заявки подаются не вовремя, тем самым затягивается выбор подрядчика. В то время, когда дороги должны укладываться, проходит весь процесс бумажной волокиты, а дорожные работы начинаются уже поздно, чаще всего осенью.
Поэтому в России довольно часто можно увидеть, что асфальт укладывают под проливным дождем или даже во время снегопада, что, конечно же, отрицательно сказывается на асфальтном покрытии.
Кроме этого, проведение аукционов и котировочных заявок предполагает, что выигрывает тот подрядчик, который предложит самую низкую цену за оказываемые услуги. Но скорее всего, он экономит не на своих зарплатах, а на качестве материалов и работы в целом. Это и приводит к тому, что уже через год асфальт буквально «плывёт».
Рецепт улучшения организации строительства дорог
По мнению сотрудников Пермского филиала ФГУП «РОСДОРНИИ», необходимо детально проработать условия, которые прописываются для участия в конкурсе подрядчиков. Они должны быть намного жестче и предполагать, в первую очередь, высокий уровень квалификации, но никак не стоимость работ.
Кроме этого, необходимо, чтобы данная система конкурса была продумана и сточки зрения оплаты труда. Ведь в настоящее время из бюджета выделяются смешные суммы, которые идут на строительство и ремонт дорог. На эти средства можно приобрести только качественное асфальтное покрытие, а на оплату труда рабочих денег просто не остается.
Именно поэтому подрядчик вынужден экономить на том, на чем этого делать нельзя. Бюджетные деньги необходимо распределять целесообразно. А поскольку проблема качества дорог в России стоит крайне остро, то на этот пункт расходов необходимо выделять гораздо больше, чем это возможно. Правительство РФ работает в данном направлении. С 2016 года все регионы стали получать рубль акцизов с 1 проданного литра бензина, об этом в своей речи заявил первый зампредседателя правительства России А.Г.Силуанов.
Комплексная система технического надзора
Как отмечается в одном из изданий Российской газеты, в России отсутствует комплексная система технического надзора за проводимыми дорожными работами. Это еще одна причина низкого качества дорог в РФ. Исследователи считают, что необходимо при составлении технического задания конкурса четко прописывать требования к уровню квалификации работников подрядчика. Это должно быть обязательным условием для того, чтобы выиграть конкурс ан проведение дорожных работ.
Контроль, контроль и еще раз контроль
И наконец, основной причиной плохих дорог в России, по мнению сотрудников филиала ФГУП «РОСДОРНИИ», является то, что не организуется должным образом контроль за ходом и выполнением подрядчиками своих обязательств. Зачастую заказчик утаивает дефекты дорожных работ. Хотя многие подрядчики дают гарантию на свою работу около 5 лет, уже на второй, а то и третий год появляются ямы на дорогах, которых по гарантии быть не должно.
В этом случае необходимо добиваться от подрядчика выполнения данных гарантийных обязательств. Но поскольку все опять сводится к бумажной волоките, то многие чиновники пренебрегают данной процедурой. Дороги остаются разбитыми, а потом вновь объявляется новый конкурс на проведение ремонтных работ, которые выполняет уже другая организация.
Таким образом, основная причина низкого качества дорог в России заключается в неправильной организации и контроля дорожных работ.