Найти тему
МИР НАУКИ: интересное вокруг

Почему в России всё плохо с дорогами?

Оглавление

По известной поговорке у России две проблемы: дураки и дороги. И если дураков можно научить, то с дорогами у нас постоянно проблемы. Нет почти ни одного города, где не ругались бы на плохое дорожное покрытие. Сегодня мы разберёмся, почему у российского асфальта такое низкое качество.

Производство асфальта

Асфальт — это химически устойчивый материал, способный адаптироваться к абсолютно любым климатическим реалиям. В настоящее время асфальт может самый разнообразный: сульфированным, черным, коричневым, сделанным из пластика. Но каким бы он не был, его всегда получают из углеводов и только натуральных источников, а также из материалов, которые получают в процессе переработки нефти.

Автострада в Китае. КНР вкладывает огромные средства в строительство дорог по всей стране. За неделю они прокладывают больше дорог, чем мы за год... Изображение взято с сайта «https://lifeglobe.net»
Автострада в Китае. КНР вкладывает огромные средства в строительство дорог по всей стране. За неделю они прокладывают больше дорог, чем мы за год... Изображение взято с сайта «https://lifeglobe.net»

В России первоначально асфальт не производили, а покупали у зарубежных соседей. Впервые производство асфальта была начато в 1873 году. Инженер и архитектор Иван Буттац смог запустить и наладить производство асфальта на Сызранском заводе.

Состав асфальта может быть природного или искусственного происхождения. Но в любом случае основное сырье для его производства это — битум, который добывают в Мёртвом море в Израиле. Месторождение битума найдено также в озере Пич-Лейк (Канада). В последнее время были найдены небольшие месторождения природного битума в США, Иране и Кубе.

В России используют только искусственный асфальт, который состоит из битума, щебня, минерального песка. Помимо этого в состав российского асфальта могут входить и другие добавки, которые чаще всего получают в процессе переработки старых автомобильных шин. По сравнению с бетоном асфальтное покрытие более ровное и менее шумное. Асфальтное покрытие можно ремонтировать, чем ежегодно занимаются дорожные службы в РФ.

Вот так кладут асфальт в Томске. Хотя чиновники утверждают, что лёгкий дождь ему не помешает. Изображение взято с сайта «https://www.tomsk.ru»
Вот так кладут асфальт в Томске. Хотя чиновники утверждают, что лёгкий дождь ему не помешает. Изображение взято с сайта «https://www.tomsk.ru»

Одна из причин плохого качества дорог

Сотрудниками филиала ФГУП «РОСДОРНИИ», расположенного в г. Пермь было проведено исследование, целью которого было выявить причины плохого качества российских дорог. Они рассмотрели процесс ремонтных работ в Пермской крае, который ничем не отличается от любого другого города в России.

Одной из главных причин, которую выделяют исследователи — это неправильная организация и проведение конкурсных процедур. Довольно часто котировочные заявки подаются не вовремя, тем самым затягивается выбор подрядчика. В то время, когда дороги должны укладываться, проходит весь процесс бумажной волокиты, а дорожные работы начинаются уже поздно, чаще всего осенью.

Поэтому в России довольно часто можно увидеть, что асфальт укладывают под проливным дождем или даже во время снегопада, что, конечно же, отрицательно сказывается на асфальтном покрытии.

К сожалению, такие дороги есть в каждом городе России. Это признают даже российские власти. Изображение взято с сайта «https://svpressa.ru»
К сожалению, такие дороги есть в каждом городе России. Это признают даже российские власти. Изображение взято с сайта «https://svpressa.ru»

Кроме этого, проведение аукционов и котировочных заявок предполагает, что выигрывает тот подрядчик, который предложит самую низкую цену за оказываемые услуги. Но скорее всего, он экономит не на своих зарплатах, а на качестве материалов и работы в целом. Это и приводит к тому, что уже через год асфальт буквально «плывёт».

Рецепт улучшения организации строительства дорог

По мнению сотрудников Пермского филиала ФГУП «РОСДОРНИИ», необходимо детально проработать условия, которые прописываются для участия в конкурсе подрядчиков. Они должны быть намного жестче и предполагать, в первую очередь, высокий уровень квалификации, но никак не стоимость работ.

Кроме этого, необходимо, чтобы данная система конкурса была продумана и сточки зрения оплаты труда. Ведь в настоящее время из бюджета выделяются смешные суммы, которые идут на строительство и ремонт дорог. На эти средства можно приобрести только качественное асфальтное покрытие, а на оплату труда рабочих денег просто не остается.

Дорожное покрытие в Парке Победы на Поклонной Горе в Москве. На первый взгляд, отличный асфальт. Но на деле это щебёночно-мастичный асфальтобетон или ЩМА — смесь асфальта с волокнистыми материалами и крупным щебнем. Он подходит для промышленных дорог, но никак не для прогулочных. Изображения взяты с сайта «https://pikabu.ru» от автора Bo0zer
Дорожное покрытие в Парке Победы на Поклонной Горе в Москве. На первый взгляд, отличный асфальт. Но на деле это щебёночно-мастичный асфальтобетон или ЩМА — смесь асфальта с волокнистыми материалами и крупным щебнем. Он подходит для промышленных дорог, но никак не для прогулочных. Изображения взяты с сайта «https://pikabu.ru» от автора Bo0zer

Именно поэтому подрядчик вынужден экономить на том, на чем этого делать нельзя. Бюджетные деньги необходимо распределять целесообразно. А поскольку проблема качества дорог в России стоит крайне остро, то на этот пункт расходов необходимо выделять гораздо больше, чем это возможно. Правительство РФ работает в данном направлении. С 2016 года все регионы стали получать рубль акцизов с 1 проданного литра бензина, об этом в своей речи заявил первый зампредседателя правительства России А.Г.Силуанов.

Комплексная система технического надзора

Как отмечается в одном из изданий Российской газеты, в России отсутствует комплексная система технического надзора за проводимыми дорожными работами. Это еще одна причина низкого качества дорог в РФ. Исследователи считают, что необходимо при составлении технического задания конкурса четко прописывать требования к уровню квалификации работников подрядчика. Это должно быть обязательным условием для того, чтобы выиграть конкурс ан проведение дорожных работ.

Контроль, контроль и еще раз контроль

И наконец, основной причиной плохих дорог в России, по мнению сотрудников филиала ФГУП «РОСДОРНИИ», является то, что не организуется должным образом контроль за ходом и выполнением подрядчиками своих обязательств. Зачастую заказчик утаивает дефекты дорожных работ. Хотя многие подрядчики дают гарантию на свою работу около 5 лет, уже на второй, а то и третий год появляются ямы на дорогах, которых по гарантии быть не должно.

В этом случае необходимо добиваться от подрядчика выполнения данных гарантийных обязательств. Но поскольку все опять сводится к бумажной волоките, то многие чиновники пренебрегают данной процедурой. Дороги остаются разбитыми, а потом вновь объявляется новый конкурс на проведение ремонтных работ, которые выполняет уже другая организация.

Таким образом, основная причина низкого качества дорог в России заключается в неправильной организации и контроля дорожных работ.