В середине февраля в центральном выставочном зале союза художников Республики, открылась экспозиция работ сразу двух художников, представляющих целую эпоху нашего искусства — Михаила Спиридонова и Владимира Жигулина.
Янина СВИЦЕ
Побывать на открытии мне, к сожалению, не удалось, но один или два дня спустя я прошлась по залам галереи. Таинственные, завораживающие, «дымчатые» пейзажи Михаила Спиридонова я знаю и люблю давно; новым, личным для меня открытием были великолепные портреты мастера, и особенно женские. Они как незнакомки Александра Блока — словно дышат туманами, а их нежные лица проступают сквозь туманную дымку или отражаются в старинных зеркалах. Но незнакомки Спиридонова не печальны, они освещены мягким таинственным светом, лукавы, немного надменны и загадочны.
Мое сожаление о том, что не пришлось быть на открытии экспозиции, скрасилось беседой с давней знакомой, уфимской художницей, преподавателем, искусствоведом — Ларисой Искандаровной Кудояро-вой. На этой презентации она была вместе с коллегой — Викторией Брониславовной Самариной, председателем уфимской некоммерческой общественной организации АртПуть», которая объединяет художников, фотографов, критиков искусства, галеристов.
Вот, что мне рассказала Лариса Искандаровна по поводу этой замечательной выставки:
— Необходимости представлять авторов такого масштаба, как Михаил Спиридонов и Владимир Жигулин, просто нет. Поздравить художников собрались любители искусства, коллеги и друзья. Было сказано много теплых и, главное, искренних слов. После официальной части, состоялась дискуссия о творчестве художников, продолжившаяся в неформальной обстановке. Было очень интересно вспомнить общие истории, узнать о планах на будущее. Но главной темой были сами картины.
Вот и опять наши пути пересеклись, и, что стоит отметить, нас свело вместе притяжение искусст- Михаил Спиридонов. Голос птицы.
ва. Мы, как мотыльки, слетелись на с______ „ р р
Причем свет в прямом смысле этого слова. На память пришли строки из Библии: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». И это кредо Михаила Спиридонова, которому он не изменяет всю жизнь. Еще самые первые работы автора отличались поиском своей темы и стиля.
Проблема света всегда притягивала художников, решающих ее каждый по-своему. Ослепительный солнечный день, загадочная лунная ночь. Закаты и рассветы. Кружево листвы и солнечные пятна в траве. Блики на воде. Свет, играющий в хрустале натюрмортов, прозрачные ягоды винограда...
Работы Михаила Спиридонова у меня всегда перекликались с творчеством Александра Грина. Загадочный мир с его недосказанностью, оставляющий простор для воображения.
Неопределенность во времени и пространстве, граница между
сном и явью. Не ночь и не день. Михаил Спиридонов. Утомленное стадо. Зыбкая неопределенность, го-
Михаил Спиридонов. Наблюдатель
Лариса Кудоярова
товая качнуться в неожиданную сторону, портал между мирами... Горним и земным... Это болотный огонек или свет «в конце туннеля»? И непонятно, что дальше: конец приключения или новый путь.
Так свое творчество оценивает и сам Михаил. На открытии, в кругу друзей, он сказал: «День утомителен, ночь тяжела, а
ей непонятной природой». Может быть, в этом заключается притягательность художника — загадка, ответ на которую каждый находит свой.
Владимир Жигулин по своей природе неформал, вечная оппозиция, больше всего ценящий независимость и не терпящий рамок и ярлыков. Даже удивительно, как ему удалось вложить такую динамику в свои работы. Они как экзотические птицы, влетевшие в наш мир.
Лариса Кудоярова говорила и о тех впечатлениях от выставки, которыми с ней поделилась Виктория Самарина.
— Виктория Брониславовна — филолог по образованию, и, возможно, поэтому
Михаил Спиридонов. Провинциальный сюжет.
она сравнила полотна Михаила Спиридонова с изысканной поэзией Серебряного века, стремлением к недостижимому идеалу... К такой оценке я просто не нашла, что еще можно добавить. Можно было только молча еще раз подойти к картине, открывающейся снова и снова новыми гранями.
В картинах Владимира Жигулина Виктория Самарина увидела нашего сказочного Ивана, сумевшего не только поймать Жар-птицу, но и приручившего ее. В работах Жигулина чувство полета усиливается панорамой открывающегося пространства. Чистые, открытые цвета, как самоцветы, рассыпанные по пространству полотна, создают действительно феерическое зрелище.
В заключение беседы Лариса Исканда-ровна Кудоярова сказала:
— Нужно отметить саму концепцию экспозиции выставки двух друзей — таких разных, и не просто в своем видении мира, а в создании своих образов, и все-таки чем-то, общих. Может быть, именно то, что они не оставляют зрителей равнодушными, втягивая в игру смыслов, подразумевающего наличие довольно серьезного интеллектуального багажа. Порадовало и то, что Михаил Спиридонов и Владимир Жигулин решили подумать о сотрудничестве с нашим объединением «АртПуть».
В начале апреля новое объединение деятелей культуры и искусства «АртПуть» планирует проведение большой художественной выставки «Знакомство», на которой уфимской публике будут представлены и работы талантливых, но скромных и пока еще мало известных художников из отдаленных районов нашей Республики. Надеюсь, что о выставке и более подробно о деятельности «АртПути» я расскажу на страницах «Истоков» в одной из следующих статей.