Все знают, что еврейское совершеннолетие - это 13 лет. Но означает ли это наступление полной ответственности? Какие еще возрастные этапы есть в иудаизме? Рассказывает Александр-Цви Сыпков
Все знают, что еврейское совершеннолетие наступает в 13 лет у мальчиков и в 12 лет у девочек. Но что это значит? Светское совершеннолетие, наступающее в разных государствах в 16-18 лет (а бывает и в 21), открывает для человека ряд прав и обязанностей: участвовать в выборах, покупать алкоголь, водить машину, подлежать призыву в армию, на него распространяется уголовная ответственность в полной мере. У евреев возраст совершеннолетия предполагает иное: то, что у него теперь есть обязанность соблюдать заповеди Торы.
Какие есть возрастные этапы в иудаизме
В талмудическом трактате «Пиркей Авот» есть высказывание, в котором расписывается вся жизнь человека, и для каждого вида деятельности отводится свое время:
«Йеhуда бен Тэйма сказал: пятилетний - для изучения Письменной Торы, десятилетний - для (изучения) Мишны, тринадцатилетний - для выполнения заповедей, пятнадцатилетний - для изучения Талмуда, восемнадцатилетний - для женитьбы, двадцатилетний - для заработка, тридцатилетний - входит в силу, сорокалетний - для разума, пятидесятилетний - для пригоден давать советы, шестидесятилетний - для старости, семидесятилетний - для седины, восьмидесятилетний - для духовной силы...»
В Талмуде также встречается такое понятие, как «возраст воспитания» - 5-6 лет, в зависимости от способностей ребенка. С этого возраста начинают приучать к исполнению заповедей.
Возраст и уровни души
Давайте посмотрим на начальные этапы жизни с точки зрения Каббалы - выясним, что происходит с нашей духовной сферой в это время. Но сначала несколько слов об «уровнях души». Согласно Каббале, у человека есть нефеш - нижняя часть души, жизненная сила тела (ее еще называют «животной душой»); нешама - возвышенная часть души, соединяющая нас со Всевышним; руах - дух, связующий элемент между нефеш и нешама.
Когда младенец рождается, в его теле находится только нефеш. Со временем мы удостаиваемся постичь и остальные уровни своей души - руах и нефеш. Относительно этого возраста есть два мнения:
Согласно Аризалю, с рождения до 13 лет в каждом из нас находится только нефеш, с 13 лет (а у девочек с 12) входит в него руах, а с 20 - нешама. У рабби Моше Кордоверо иначе: с рождения в человеке находится только нефеш, с начала «возраста воспитания» входит в него руах, а с 13 лет - нешама.
Почему еврейское совершеннолетие - именно 13 и 12 лет?
Почему именно 13 лет у евреев возраст совершеннолетия? В Торе, в главе Ваишлах написано: «Взяли два сына Яакова, Шимон и Леви, братья Дины, каждый (дословно на Святом языке - «иш», «мужчина») свой меч». Из Устной Торы известно, что Шимону и Леви в это время было 13 лет, и Тора впервые называет их «иш», как взрослых людей.
Почему же у девочек совершеннолетие наступает в 12 лет? В трактате Нида обсуждаются слова Торы: «И перестроил Г-сподь Б-г ребро, которое взял у Адама, в женщину». В результате этого обсуждения Талмуд приходит к выводу, что ментально женщины созревают раньше мужчин, так как в ходе сотворения женщина была наделена разумом в большем количестве, чем мужчина. Таким образом, женщины способны осознавать важность заповедей раньше, поэтому и совершеннолетие у них наступает на год раньше.
Заповедь, вступающая в силу с 18 лет
Выше я написал, что с возраста совершеннолетия еврей обязан соблюдать все заповеди Торы. На самом деле не все. Наши мудрецы установили возраст для исполнения заповеди «плодиться и размножатся», т.е. брачный возраст - 18 лет, как это написано в Пиркей Авот. Таким образом, мы находим еще один возрастной этап, когда у человека появляются дополнительные обязанности, связанные с созданием семьи.
Возраст «полной ответственности» - 20 лет
Однако лишь с 20 лет мы несем полную ответственность за свои дела перед Вс-вышним. До этого момента к человеку не применяется карет - отсечение души от Источника жизни, кара Небес за самые тяжелые преступления против Торы. Об этом пишет Рамбам в «Йад Хазака»: «Святой, Благословен Он, наказывает наказанием карет только после 20 лет».
Правило о том, что возраст ответственности - именно 20 лет, следует из главы Торы Шлах, в которой Вс-вышний из-за греха разведчиков постановил, что поколение пустыни будет наказано сорокалетним скитанием по пустыне. Раши поясняет, что это наказание не коснулось людей моложе двадцати лет.
Такое положение дел хорошо согласуется с мнением Аризаля о вхождении в человека дополнительного уровня души - нешама. Ведь именно нешама присоединена к Источнику жизни.
Мы рассмотрели лишь ранний этап зрелости человека. Другие этапы не менее интересны. Мне кажется, каждому из читающих будет интересно измерить себя по возрастной шкале Пиркей Авот и сравнить свои ощущения с характеристиками, приведенными там.
Александр-Цви Сыпков