Великолепная «четверка» неустанно создает цифровые клоны на своих серверах. Багаж их исчисляется в петабайтах. И останавливаться на достигнутом никто не собирается .
1 петабайт равен 10 в 15-ой степени байт. Это огромная цифра. 1,8 петабайт (ПБ) накопил «МТС» данных о своих пользователях за 3 года. В 2019 компания планирует довести объем архива до 13 ПБ. Это же огромная информация, что составляет примерно 4% всего массива информации, который хранит Facebook.
А что же остальные операторы? Тягаются:
- «Билайн» с 2014 года накопил свыше 4 ПБ информации,
- «МегаФон» и «Tele2» тоже «скапливают» сведения о пользователях, но не хотят раскрывать тайны (объемы).
И все это зовется Big Data, или Большими данными.
Какую цель преследуют операторы
По словам Дениса Кускова, гендиректора агентства TelecomDaily: «Операторы сохраняют ваши поисковые запросы, сведения о том, какими приложениями пользуетесь, как оплачиваете услуги и товары, в каких местах бываете».
«Четверка» заботится о своих клиентах, анализирует, однако:
- как абонент потребляет услуги: отправляет ли СМС,
- пользуется ли связью за границей,
- звонит ли в другие регионы,
- расходует ли все свои минуты/гигабайты и прочее.
Операторы просто хотят на нас заработать
И здорово, между прочим, получается. Действие происходит по заданной схеме:
- сначала тщательно изучают поведенческие интересы и вкусы аудитории; - на основе их создают новые тарифы и опции;
- выбирают расположение основных станций, определяют прибыльное местонахождение для новых салонов связи.
Вот, например, как сделал «ВымпелКом» после раздела «Евросети». Получив торговые точки, компания переоборудовала их под свой бренд и открыла 1600 магазинов, предварительно сверившись с посещаемыми местами в своем архиве.
«Эффективное размещение подняло выручку от оборудования и аксессуаров на 107% на второй квартал прошлого года», — призналась Анна Айбашева, пресс-секретарь «Билайна».
«Tele2» тоже использует данные абонентов для торговли:
«Мы взяли 86 тысяч населенных пунктов и совместили с картой на основе больших данных, — объясняет представитель оператора. — Карта учитывает техническое развитие сети, специфику устройств и характеристики аудитории. Это позволяет принимать решения об открытии новых салонов».
Шерлок Холмс «отдыхает»
Оператор следит за передвижениями своих абонентов, чтобы работать над качеством связи: учитывает маршруты людей между базовыми станциями перед их установкой. «Так сигнал не обрывается, если абонент говорит по телефону и пересекает границу какой-то области», — отмечают в «Tele2».
«МегаФон» интересуют больше поведенческие паттерны. Разрабатывают новые продукты, услуги, которыми заинтересуются клиенты, с одной стороны. Прибыль разработчикам, с другой стороны. Для сравнения.
В 2017 году появились тарифы «Включайся!» Через год выручка «Мегафона» выросла на 5,1%.
Эксперты itPortal.pro подсчитали, что прибыль «МТС» за последние три года выросла на 3,5 млрд рублей. Оператор использует свой архив почти везде: в маркетинге, обслуживании, планировании сети, HR, в рознице и продажах.
Ну и куда же без рекламы? В «ВымпелКоме» говорят, что с помощью накопленной информации они делают как свои рекламные компании, так и помогают сторонним бизнесменам: дают им «детальный агрегированный портрет базы покупателей, повышая эффективность рекламы».
Согласие на обработку персональных данных
Для приобретения сим-карты вы подписываете договор в салоне связи. Вас уверяют, что Ф. И. О. и паспортные данные в архивах не фигурируют. Да, зато там остается ваша цифровая безымянная копия — «следы». Вы в это добровольно ввязываетесь в момент оформления договора, подписывая согласие на обработку персональных данных.
Можно ли отказаться от сбора? Операторы и эксперты не могут прийти к единому мнению.
В «Билайне» считают, что по закону «О персональных данных» абонент вправе отозвать подписанное согласие. Для этого достаточно написать заявление. Данные будут просто сохраняться и нигде не использоваться.
«В настоящий момент вопрос не урегулирован, — отмечает Саркис Дарбинян, партнер 'Центра цифровых прав', — Позиция компаний сводится к тому, что обезличенные данные являются собственностью компании в составе базы данных. И на это не требуется согласие пользователя». Поэтому операторы чувствуют себя свободно и сохраняют все, что может пригодиться.
С этим согласны в Tele2. Представители компании утверждают, что аналитика на основе больших данных не относится к категории персональных данных.
Замкнутый круг
«Абонент не может отозвать согласие на обработку того, что обезличено, так как оно обезличено и ему уже не принадлежит», — поясняет юрист крупного холдинга.
Полемика по данному вопросу ведется давно. Но только в марте дело сдвинулось с мертвой точки: Госдума приняла законопроект о цифровых правах россиян. Поправки в Гражданский кодекс предусматривают специальную форму договора на предоставление информации, причем после подписания документа нельзя будет передавать сведения третьим лицам.
«В законопроекте предлагают брать отдельное согласие на использование обезличенных данных, — говорит Саркис Дарбинян. — Для легализации рынка это важный шаг, процесс уже идет».
Поправки вступят в силу 1 октября 2019 года. А пока, если вас не устраивает процесс вашей цифровой жизни, можно обратиться к оператору и попросить отключить вас от Больших данных. Может, получится.