Когда я читала лекции по мировой экономике и доходила до раздела «Глобализация и интеграция», то рассказывала про унификацию мира по западному образцу. Дескать, возьми любую из нас, поставь посреди Кореи, США, Голландии или Австралии, и мы сможем запросто одеться, приобрести привычные товары транснациональных корпораций или найти типовой фастфуд.
Со стороны, действительно, так и выглядит даже в Индии, если не присматриваться. Но мы присмотримся. Возьмем мой город Индор, штат Мадхья Прадеш.
Фасоны свадебных нарядов и добра купеческого, традиционного оставим за скобками. Возьмем обычную женщину, занятую умственным трудом, которой одежда нужна невызывающая, чтоб и под юбку, и под брюки, в пир, и в мир и в добрые люди. С мужчинами все понятно. Весь Индор и пригороды в офис носят рубашку с длинным рукавом без галстука, под низ – майку-алкоголичку, брюки, ботинки на гольфы, чтобы, сев нога на ногу, лохматость собеседника не смущала. Причем, у городских майка – белая, а у деревенских – цветная.
Часто обшиваются у портных. Муж Никхил ездит к своему портному в соседний городишко Девас раз в год, накупив в Индоре ткани. Так дешевле.
У портного несколько сыновей, которые тут же строчат на машинках с электрическим и ножным приводами на случай перебоев во светом в мастерской на первом этаже собственного дома. Сам портной такой старый, что, думаю, снимал мерки с британцев. Колонизаторы ушли в 1947 году, оставив Индию не зависеть, а лекала остались. Вместе с фасонами стрижек и причесок для клерков. Так, групповые фото офиса Никхила очень нравятся бабушкам моих подруг, потому что мужчины там одеты и причесаны, как в бабушкины шестнадцать.
Так как женщин британцы на службу особо не нанимали, то в офис индорчанки сейчас ходят чаще всего в цветных шароварах с длинными блузками-вышиванками (куртами) или сари. В некоторых школах и учебных учреждениях вовсе два раза в неделю и по праздникам обязаловка – носить сари.
В сари песочного оттенка с металлическим значком – полицейские, в синих и других немарких цветах – больничные санитарки, в оранжевых жилетах поверх – дворничихи. Хотелось бы купить обычные офисные комплекты «белый верх-темный низ», одежду спокойного дизайна, джинсы, но это как-то не особо популярно в магазинах.
Придешь в торговый центр, хочется купить что-то типовое, непримечательное, несильно народное. Я в фольклорных узорах стою и фосфорицирую, как ряженая на колядки, а местным идет на все сто; чем ярче, тем лучше. Некоторые индийские версии женского европейского платья – это «я художник, я так вижу». Берется цыганская юбка, из которой турки, весело хохоча, что-то шьют в ночи, и выходит блузка. И когда она выходит, то на задворках сознания начинает играть на органе горбун по имени Игор (без мягкого знака), а блузка с ужасом вопрошает голосом Франкенштейна: «Что я, создатель?» и молит: «Убей меня».
Если же это что-то монотонное, то щедро вывалянное в стразах. Или с внезапными разрезами на рукавах, спине и плечах. Талия нам не нужна, часто встречается фасон «распашонка». Бантики, вязочки, тесемки, вышивка, принты, вшитые настоящие зеркальца, чтобы пускать по полу солнечных зайчиков – pourquoi бы и не pas?
Еще одна крайность – длина. Вторые по популярности топы – это поло. Их можно надевать по casual Saturdays, они полагаются стажерам, студентам и практикантам.
Женские почему-то идут до середины бедер и там кончаются, красиво подчеркивая «верблюжье копытце». Я футболки беру размера XXL, а то стесня... Да, размер! С большим размером проблем нет. Если есть – бери готовый набор для пошива шаровар и курты на любом углу, и вперед, к тем же портным. Женские лекала - со времен великих моголов. Проблема с размером на дам изящных, ивовых. Приезжала ко мне подруга, тонкая-звонкая, требовала себе в местном ТЦ джинсы поменьше, пока продавец не сказал ей: «Мэм, такого размера не существует». Размера нет, а подруга есть. Так и живем.