6 подписчиков

Откуда появилось выражение "дать на чай"

563 прочитали
Как нетрудно догадаться, эта фраза тесно связана с самым популярным в России напитком. Правда, таким он был не всегда.

Как нетрудно догадаться, эта фраза тесно связана с самым популярным в России напитком. Правда, таким он был не всегда. Долгое время чай стоил очень дорого и был доступен только дворянам, духовенству и богатым купцам. Простолюдины же обходились квасом и сбитнем. Цена на чай снизилась в XIX веке, и ароматный напиток стали продавать на ярмарках и в чайных лавках.

Чай по-русски

Как нетрудно догадаться, эта фраза тесно связана с самым популярным в России напитком. Правда, таким он был не всегда.-2

Чаепитие прочно вошло в обиход русского человека и вскоре обросло такими важными атрибутами как тульские самовары и фарфоровые чайные сервизы. При подаче к столу использовалась «чайная пара» – два керамических чайника разных размеров. В чайнике поменьше была заварка, побольше – кипяток. Такой способ подачи был принят только в России. В других странах в один чайник просто насыпали нужное количество заварки и доливали воду по числу порций.

«Чайный» император

Распространению чая в России способствовали два обстоятельства. Первое – железные дороги, которые сделали более быстрым и удобным сообщение с Китаем, главным экспортером чая. Второе обстоятельство – любовь к чаю императора Александра II. Царь-реформатор очень многое сделал для популяризации этого напитка в России. Дальновидный правитель был знаком со статистикой, которая говорила - там, где пьют много чая, снижается употребление крепких напитков.

Как нетрудно догадаться, эта фраза тесно связана с самым популярным в России напитком. Правда, таким он был не всегда.-3

Для борьбы с пьянством Александр II издал указ о повсеместном открытии чайных. Эти заведения должны были торговать горячими блюдами, чаем и закусками к нему. А вот продавать спиртное в них было категорически запрещено. Для чайных установили минимальный налог и небольшую арендную плату. Затея имела успех и очень скоро чайные стали самым популярным местом для отдыха и дружеских встреч.

«Утром чай, в обед чаек, вечером – чаище»

Эта и другие пословицы и поговорки появились одновременно с распространением чая. Кстати, некоторые из них изначально были рекламными слоганами, если говорить современным языком. Например, на фабрике знаменитого купца Перлова чай упаковывали в красивые жестяные банки с надписями: «Чай пить – не дрова рубить», «Чай не пьешь – откуда силы возьмешь?».

Но вернемся к чайным. В этих заведениях очень любили бывать ямщики, от которых и пошло выражение «дать на чай». Доставив седока по нужному адресу, возчик частенько просил: «Добавь, барин, копеечку на чай». И «барин», конечно, добавлял. Ну а потом это выражение вошло в широкий обиход и стало означать дополнительное вознаграждение за выполненную работу.