Пропаганда здорового образа жизни уже которое десятилетие вещает, что спорт – это здоровье. Однако на самом деле не все так однозначно, большой спорт связан с вредными привычками и приемом различных сомнительных веществ чуть ли не на так же, как и хиппи-культура 60-х. Здоровье – это физкультура, умеренные физические нагрузки, которые развивают организм, укрепляют его.
Пробегать по утрам по несколько километров или пару раз в неделю таскать гантели – это физкультура, которая полезна. Бегать ежедневно марафон или почти ежедневно часами работать с штангой – это уже спорт, который не столь однозначен.
Большой спорт, особенно профессиональный, неразрывно связан с изнурительными нагрузками и различными экспериментами медицинского или фармацевтического характера, способными навредить организму. Методы стимуляции организма для повышения его силы и/или выносливости, прозванные в современной терминологии допингом, практиковались всю историю спорта.
Читайте также: Лучшие тренеры по футболу за всю историю: ТОП France Football
Допинг, наркотики, вредные привычки в спорте: истоки
Античные предания гласят, что даже в Древней Греции на Олимпиаде атлеты принимали в пищу бычьи яички. Тогда считалось, что таким образом спортсмены перенимают грубую силу этого животного. Вроде типичный народный миф (некоторые африканские племена с той же целью потребляли сердца поверженных на войне врагов), но миф с долей научной истины. Ведь именно тестикулы вырабатывают мужские гормоны, способствующие росту мышечной массы, и диета из бычьих яичек являлась предтечей современного стероидного допинга.
На рубеже XIX и XX веков, когда зарождался спорт в нынешнем понимании, а наука делала много интересных открытий в сфере медицины и фармакологии, к допингу вернулись со стократным рвением. Желая качественно изменить жизнь человека, продлить ее, побороть болезни, врачи охотно ставили эксперименты и испытывали новые снадобья на добровольцах. Спортсмены тоже были не против, ведь таким образом можно было существенно улучшить результаты в кратчайший срок.
Это сейчас различные спортивные ассоциации запрещают даже безобидные препараты вроде милдроната (мельдония), подвергая атлетов дисквалификации за их употребление. А сто лет назад никаких допинг-тестов на соревнованиях не практиковали, некоторые спортсмены могли за свою карьеру попробовать веществ не меньше, чем опытный наркоман со стажем.
Еще в 1896 году велогонщик Артур Линтон скоропостижно скончался в возрасте 27 лет. К моменту смерти он уже несколько месяцев как завершил карьеру из-за проблем со здоровьем. По официальной версии, спортсмен умер от последствий брюшного тифа, но многочисленные источники указывают, что в действительности Линтон утратил здоровье и скончался именно от экспериментов с фармакологией для улучшения скорости и выносливости.
Смерти спортсменов или появление проблем со здоровьем, побуждающих их завершить карьеру, вызванные именно вредными привычками и приемом допинга, периодически случались на протяжение всего начала XX века. Лишь благодаря отсутствию богатых результатов исследований и высоким рискам употребление ныне запрещенных веществ спортсменами не носило катастрофического характера.
Читайте также: Как выбрать тренажерный зал в 2019 году (последние тренды)
«Давай закурим, товарищ, по одной»
К 20-м годам XX века у медиков и фармацевтов уже было достаточно сведений о механизмах действия многих препаратов, как положительных, так и отрицательных. В ту пору даже сильнодействующие и опасные средства, вроде опиатов, не были запрещены ни для бытового применения, ни в спорте. Вместе с тем, уже было известно об оптимальных дозировках, побочных эффектах, последствиях злоупотребления. Поэтому некоторые спортсмены продолжали принимать условный кокаин или морфин, но уже с осторожностью.
Параллельно с использованием тяжелого допинга, велись поиски более безопасных средств для улучшения спортивных показателей. И одним из вариантов долгое время рассматривался обычный табак. Некоторые исследования подтверждали, что курение сигарет во время нагрузок способствует повышению выносливости.
Одной из самых известных фотографий за всю историю велогонок Тур де Франс является снимок «Курильщики». На нем запечатлена троица велосипедистов, на ходу дымящих сигаретами. Эта фотография является самой продаваемой в истории гонок, ее репринт можно купить примерно за $30 и сейчас.
Но не «Курильщиками» едиными: даже 50 лет спустя велосипедисты были не прочь сделать затяжку, о чем свидетельствует фото Хосе Мануэля Фуэнте с Джиро д'Италия 1974 года. В старые времена считалось, что сигаретный дым способствует «раскрытию» легких, улучшает их вентиляцию, способствует лучшему насыщению крови кислородом. Эта информация подкреплялась исследованиями, однако научные материалы не учитывали всей полноты картины.
Курение действительно может улучшать физические кондиции здорового человека. Если после первой сигареты ему может стать плохо из-за гипоксии, то стоит немного (несколько дней или недель) попрактиковаться – и раздражающее действие дыма действительно оказывает на дыхательную систему стимулирующее действие. Борясь с недостатком кислорода при затяжке, организм начинает активнее усваивать его, и после перекура легкие захватывают больше живительного газа.
Читайте также: Формула 1 в мотоспорте: все о MotoGP
Однако стимулирующий эффект курения присутствует лишь в краткосрочной перспективе. После привыкания сигареты уже не способствуют повышению выносливости, а скорее лишь мобилизуют те силы, которые без новой дозы никотина становятся недоступны. Поэтому во второй половине XX века практика подымить сигареткой среди велогонщиков почти сошла на нет, сохранившись лишь в форме символического выкуривания сигары после победы.
Велоспорт и тяжелые вещества: печальная история
Вещества посерьезнее никотина тоже активно употреблялись практически всю историю велоспорта. Несмотря на имеющийся багаж знаний о последствиях употребления наркотиков и алкоголя, их продолжали использовать в качестве допинга. Очень красноречив случай не велосипедиста а марафонца Томаса Хикса. В 1904 году он на забеге в Сент-Луисе чуть не поплатился жизнью, переборщив с «химией».
На середине дистанции спортсмену стало плохо, и чтобы вернуться в гонку, он принял смесь стрихнина с коньком. Стрихнин является стимулятором в малых дозах, но в крупных – это сильный яд, активно используемый в XIX-XX веке для борьбы с дикими животными (что активно упоминается в рассказах у тех же Джека Лондона или Э. Сетона-Томпсона). Чтобы добраться до финиша, Хикс несколько раз повторял прием «адского коктейля» из алкоголя и стрихнина. После гонки спортсмен угодил в больницу, и уже там узнал, что стал чемпионом, так как пришедший первым бегун оказался «читером» и проехал почти весь путь на машине.
Перебор с допингом, судя по всему, стал для Хикса хорошей наукой. Ведь после этого он прожил еще почти полвека, скончавшись на 77 году жизни в 1952. Но не все спортсмены, приобщившиеся к сильнодействующим веществам, смогли дожить до преклонных лет. Так, в 1960 году из-за употребления популярных тогда амфетаминов погибли велосипедисты Кнуд Йенсен и Дик Ховард. Если Йенсен стал их жертвой опосредствленно (из-за высокой активности организма его температура сильно поднялась, спортсмен потерял сознание и при падении получил смертельную ЧМТ), то Ховарда убил непосредственно мет.
В 1967 жертвой наркотического допинга стал велогонщик Томми Симпсон, умерший прямо на трассе. Чтобы бороться с такими трагическими случаями, МОК и другие спортивные организации начали принимать правила, регулирующие и запрещающие прием препаратов спортсменами. На Олимпиаде-1968 в Мехико впервые проводились допинг-тесты, выявившие одного нарушителя. В дальнейшем эта практика стала обязательной практически на всех крупных соревнованиях, вне зависимости от вида спорта.
В истории отечественного велоспорта тоже были трагические случаи. К примеру, в 1978 году на чемпионате СССР скончался Григорий Радченко. По официальной версии, причиной гибели стали последствия жары, по неофициальной же – спортсмена убил стрихнин, используемый в качестве стимулятора.
Начиная с 70-х годов опасные виды стимуляторов, такие как наркотические препараты, постепенно начали уходить из велоспорта. Способствовали этому и антидопинговые правила, со временем ужесточающиеся, и осознание последствий злоупотребления, таких как привыкание и развитие зависимости, побочные болезни (вроде расстройств дыхательной и сердечно-сосудистой системы), летальный исход от передозировки.
Употребление алкоголя или курение в современном велоспорте сохранились лишь в виде традиции, в формате победной сигары или шампанского. В рамках личной жизни любой гонщик, в теории, может хоть устроить вечеринку с обильной пьянкой, хоть побаловаться кокаином или метамфетамином, но все это – частные случаи, выбивающиеся из общей колеи. Когда такие случаи становятся явными – они превращаются в объект всенародного порицания, так как никак не отражают реальной картины в спорте.
С запретом допинга и проведением регулярных проверок на предмет наличия его следов «простые» вещества, метаболиты которых в крови или моче можно было легко обнаружить даже 40-50 лет назад, ушли из велоспорта. Спортивные медики и фармацевты принялись активно искать что-то новое, менее опасное и не так легко выявляемое, или вообще разрешенное. С этого момента и началась бескровная война андитдопинговых органов с производителями препаратов для повышения спортивных результатов.
Можно по-разному относиться к допингу в большом спорте, не обращать на него внимания или презирать употребляющих, считая прием стимуляторов грубым нарушением принципов спортивного духа. Но, в любом случае, позитивом является то, что сейчас спортсмены хоть не убиваются, принимая опасные вещества. Ведь последствия употребления стероидов, препаратов против астмы или милдроната не идут ни в какое сравнение с рисками, вызываемыми адским коктейлем из алкоголя, амфетамина и никотина.
Сейчас вредные привычки в велоспорте – удел аматоров, которые и к велоспорту то имеют лишь то отношение, что ездят в магазин за пивом и сигаретами на велике. Настоящие спортсмены даже если и употребляют что-то, то стараются минимизировать риски, понимая, что ни сигарета, ни коньячок, ни тем более наркотики, в долгой перспективе не могут улучшить результаты, а вот ухудшить – это запросто.