Найти тему
машина

ГАЗ-69Б: настоящий и вымышленные

Текст: Николай Марков

На различных автофорумах и сайтах, пытающихся писать на автоисторические темы, регулярно можно встретить фотографии милицейских вариантов автомобиля ГАЗ-69 с фабричным жестким верхом. И, как под копирку, такие фотографии обычно озаглавливаются как «ГАЗ-69Б». Вот только никакого отношения эти милицейские «газики», равно как и все прочие «шестьдесят девятые» с закрытыми кузовами, что встречались на улицах Советского Союза, к настоящему ГАЗ-69Б не имеют ровным счетом никакого отношения. И привычка применять индекс «69Б» к любому закрытому «газику» – это одна из самых закостенелых ошибок, прочно въевшихся в умы многих любителей отечественной ретро-техники. А как же правильно? Сейчас попробуем разобраться. Для начала – давайте четко поймем, что такое настоящий ГАЗ-69Б. Смотрим фото:

Полноприводный почтовый фургон ГАЗ-69Б (фото из архива автора)
Полноприводный почтовый фургон ГАЗ-69Б (фото из архива автора)

Вот этот почтовый автомобиль, разработанный на автозаводе им. Молотова в 1955 году, и есть тот самый правильный ГАЗ-69Б. Как видно, у этой машины совершенно оригинальный кузов со штампованной крышей и цельными дверьми, снабженными поворотными форточками. Позади передних сидений у нее располагался остекленный грузовой отсек, доступ в который открывала распашная двухстворчатая дверь в задней стенке кузова. Одновременно с ГАЗ-69Б также были построены две его модификации, не имевшие привода на передний мост. Машина с таким же почтовым кузовом называлась ГАЗ-19А, а грузовой фургон с неостекленным грузовым отсеком получил индекс ГАЗ-19. Вот фотографии этих машин:

Заднеприводный почтовый фургон ГАЗ-19А (фото из архива автора)
Заднеприводный почтовый фургон ГАЗ-19А (фото из архива автора)
Заднеприводный грузовой фургон ГАЗ-19 (фото из архива автора)
Заднеприводный грузовой фургон ГАЗ-19 (фото из архива автора)

Все три эти машины не вышли из стадии опытных образцов, поскольку на УАЗе в это же самое время началось создание более совершенных фургонов вагонной компоновки (семейство УАЗ-450), которые в итоге и были приняты к постановке на конвейер. Таким образом, ни ГАЗ, ни УАЗ никогда не выпускали серийно автомобилей типа ГАЗ-69 с жестким верхом в целом и модификацию ГАЗ-69Б в частности. Тем не менее, до конца конвейерной жизни «шестьдесят девятых» целый ряд сторонних предприятий практиковал их переделку в закрытые универсалы и фургоны путем установки металлической или деревометаллической крыши. Именно так поступал, например, Шумерлинский завод специализированных автомобилей (Предприятие п/я М-5271) при производстве ветеринарной лаборатории СВП-69М (1962-1972 гг.). Смотрим фото:

Ветлаборатория СВП-69М (фото из архива А.Дюпуи)
Ветлаборатория СВП-69М (фото из архива А.Дюпуи)

А вот – вариант кузова-фургона с металлической крышей, изготовленный силами АРЗ № 3 Управления авторемзаводов Мосгорисполкома для тротуароуборочных машин Т-3 и Т-3ПУ (1960-1972 гг.):

Тротуароуборочная машина Т-3 (фото А.Новикова)
Тротуароуборочная машина Т-3 (фото А.Новикова)

Преимущественно для нужд собственных министерств кузова «шестьдесят девятых» оборудовали жестким верхом на целом ряде республиканских предприятий. Например, Тартуский опытный завод ремонта автомобилей из Эстонской ССР с 1968 года строил такие машины под марками ТА-24 и ТА-24А для лесничеств и колхозов Прибалтики:

ТА-24А на базе ГАЗ-69А. Аналогичная машина на базе ГАЗ-69 называлась ТА-24 (фото из архива Т.Пуусеппа)
ТА-24А на базе ГАЗ-69А. Аналогичная машина на базе ГАЗ-69 называлась ТА-24 (фото из архива Т.Пуусеппа)

По соседству, в мастерских Нуйаского межрайонного производственного объединения ПТОСХ Госкомсельхозтехники ЭССР, по отдельным заказам местных сельскохозяйственных организаций закрытые кузова для ГАЗ-69 делали путем сращивания кабины ГАЗ-53 и задней части кузова от микроавтобуса собственной конструкции на базе УАЗ-452Д:

ГАЗ-69 с цельнометаллическим кузовом, который делали в эстонском поселке Нуйа (фото Л.Зиновьева)
ГАЗ-69 с цельнометаллическим кузовом, который делали в эстонском поселке Нуйа (фото Л.Зиновьева)

А в УССР кузова для «газиков» снабжал металлическим верхом Черниговский завод «Кинотехпром», работавший на нужды Госкино:

ГАЗ-69А с кузовом черниговского производства (фото из архива А.Говорухи)
ГАЗ-69А с кузовом черниговского производства (фото из архива А.Говорухи)

Но наиболее широкое распространение в СССР получили закрытые кузова для ГАЗ-69 вот такого типа:

ГАЗ-69 с закрытым кузовом (фото А.Новикова)
ГАЗ-69 с закрытым кузовом (фото А.Новикова)

В эксплуатации «газики» именно с такими кузовами встречались в самых разных ипостасях: милицейские, «аварийки» коммунальных служб, почтовые и т.д. И это именно их обычно ошибочно называли моделью 69Б. Вот как раз подобный пример – фотокарточка с соответствующей надписью:

ГАЗ-69 почтового ведомства с закрытым кузовом и горьковским номерным знаком (фото из архива Ю.Овчинникова)
ГАЗ-69 почтового ведомства с закрытым кузовом и горьковским номерным знаком (фото из архива Ю.Овчинникова)

А вот «газик» в точно таком же кузове, но уже в варианте «аварийки» с соответствующей надписью на боковине и московским номерным знаком:

Фото из архива Д.Дашко
Фото из архива Д.Дашко

Вот и еще одна аналогичная машина, без каких-либо надписей, на подмосковных номерах:

Фото А.Новикова
Фото А.Новикова

В точности такие же кузова получали и милицейские версии «газиков». Кто же делал их? Это пока открытый вопрос, точного ответа на который я не имею. Совершенно однозначно, что делали их несколько разных предприятий или учреждений по единой документации, разработчика которой я также пока не знаю. На несколько мест производства указывает не только широкое распространение подобных однотипных машин по стране, но и слишком разная ведомственная принадлежность эксплуатируемых машин (от жилкомхоза до органов внутренних дел), а также небольшие различия в исполнении кузовов (например, наличие и расположение ребер жесткости на дверях и т.д.). Милицейские версии наверняка строили учреждения из системы МВД, в том числе известная колония в поселке Сухобезводном Горьковской области. А встречавшиеся в Москве и Подмосковье гражданские варианты таких «газиков», вполне возможно, мог изготавливать один из столичных авторемзаводов. Точный ответ на этот вопрос еще предстоит разыскать в архивах. Но главное - надо запомнить: ни одна из таких машин не называется ГАЗ-69Б!

Не забывайте подписываться на канал «МАШИНА», ставить «лайк» и делиться в соцсетях, если материал вам понравился!